ISSN 2409-7616

Курманова А.М., Юсупалиева Л.Н., Бердиева Н.Н.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ АННОТИРОВАНИЮ НАУЧНОГО ТЕКСТА)

УДК 372.881.161.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.41

Курманова А.М.1 (Астрахань, Россия) — akurmanova2014@mail.ru, Юсупалиева Л.Н.1 (Астрахань, Россия) — liliya_270589@inbox.ru, Бердиева Н.Н.1 (Астрахань, Россия) — nailya.berdieva@gmail.com

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения языку специальности студентов 3 курса направления «Лечебное дело» на цикловых занятиях по русскому языку как иностранному (далее — РКИ). Цель исследования  ̶ рассмотреть, каким образом осуществляется реализация обучения языку профессионального общения на занятиях по РКИ. Актуальность исследования обусловлена учебной потребностью иностранных студентов в развитии коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Особое внимание в статье уделено научному стилю речи, занимающему важное место в процессе обучения РКИ в медицинском вузе на старших курсах. Основное содержание исследования направлено на представление аннотирования как одного из важных видов работ с текстом научного характера. Методология работы включает в себя анализ научных текстов по медицине. Данный аспект описывает сущность методики работы со статьями профессиональной направленности. Данная технология работы с научным текстом помогает иностранным студентам грамотно оформить и составить аннотацию к тексту: правильно определить библиографические данные, выделить главную информацию, сформулировать выводы, усвоить приемы употребления языковых клише, выразить свое отношение к прочитанному. В статье приводятся примеры упражнений, способствующих формированию аналитических навыков при работе с текстовым материалом научного характера. Обосновывается идея о том, что аннотирование научных текстов является эффективным способом овладения языком специальности. В заключении статьи авторами также приведена модель работы с научной статьей, включающей в себя задания для развития умений и навыков работы с текстом, относящимся к научному стилю речи.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, научный стиль речи, аннотирование, научная статья.

Список источников:

  1. Андрюшина Н.П. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / и др. — 2е изд. — СПб.: Златоуст, 2009. — 32 с.
  2. Башкина О.А. Международная и академическая мобильность как важная составляющая высшего образования // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе. Материалы научно-практической конференции с международным участием. — Астрахань: Астраханский ГМУ, 2018. — С. 11-16.
  3. Будник А.А. Учебно-методическое пособие по аннотированию и реферированию для иностранных студентов / А. А. Будник. — Одесса, 2013. — 92 с.
  4. Го Ю. Комплекс упражнений для обучения иностранных студентов написанию аннотации на русском языке (уровень В2) // Международный научно-исследовательский журнал.  2021.  № 11-3(113).  С. 50-54. EDN: CWCUPW, DOI: 10.23670/IRJ.2021.113.11.084
  5. Джулдузбаева З.Ж., Чернухина О.А. Аспекты профессиональной мотивации выпускников медицинского вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3. С. 41-44. EDN: DDELDS, DOI: 10.23672/SAE.2023.27.16.001
  6. Джулдузбаева З.Ж. Учебное общение как формирующий компонент языка специальности в медицинском вузе // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе: Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Астраханского ГМУ. — Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2018. — С. 166-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49413063
  7. Зайцева И.А. Профессионально ориентированное обучение научной речи бакалавров-иностранцев (на примере аннотирования) // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 40-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42669967
  8. Корчик Л.С., Куликова Е.Ю. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам как новая форма обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания.  2008.  № 4.  С. 70-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11534029
  9. Ланина О.И. Воздействие глобализации на российскую систему образования // Социально-экономические явления и процессы.  2012.  № 12.  С. 177-180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19001247
  10. Марков В.Т., Маркова В.А. Русский язык как иностранный: профессиональный модуль. Обучение обзорному реферированию // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Часть 1. С. 141-152. EDN: QMCFIA, DOI: 10.31862/2073-9613-2023-1-141-152
  11. Мотыгина Ж.Ю. К вопросу о функциональных возможностях, предметно-тематической градации и семантической организации медицинских терминов в профессиональном дискурсе // Термины в коммуникативном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием «Дискурсология, терминология, экология языка в современной лингвистике». — Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2018. — С. 102-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35628305
  12. Орлова Е. В. Научный текст: аннотирование, реферирование, рецензирование. Учебное пособие для студентов-медиков и аспирантов. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 100 с.
  13. Сатретдинова А.Х., Самохина Г.А., Травинская Н.М. Аннотирование и реферирование научного текста: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов 2-3 курсов, обучающихся по специальностям: Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Фармация. — Астрахань: Астраханский ГМУ, 2015. — 788 с.
  14. Шехватова А.Н. Пути реализации принципа профессионально-ориентированного обучения на занятиях РКИ в медицинском вузе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 1. С. 100-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42997096
  15. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
  16. Юсупалиева Л.Н., Курманова А.М. Способы совершенствования знаний по русскому языку как иностранному (на примере использования маршрутного листа обучающегося) // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 488-494. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.44
  17. Джулдузбаева З.Ж., Чернухина О.А. Использование иллюстрированной книги «Виммельбух» как учебно-методического пособия по развитию речи на уроках русского языка для иностранных студентов // Глобальный научный потенциал. 2022. № 7 (136). С. 76-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36696594

Библиографическая ссылка: Курманова А.М., Юсупалиева Л.Н., Бердиева Н.Н. Реализация обучения языку специальности в медицинском вузе на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере обучения аннотированию научного текста) // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 497-504. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.41