ISSN 2409-7616

Хисматулина Н.В.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ [In English]

УДК 378.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.38

Хисматулина Н.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — khisnatalya@yandex.ru

1Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению целевых установок профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих судебных экспертов, соответствующих положениям компетентностного подхода как официально закрепленного в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования в качестве методологического основания реализации образовательного процесса. В статье отмечается, что, согласно стандарту, дисциплина «Иностранный язык» нацелена на формирование только одной универсальной компетенции УК-4 «Коммуникация». Автором подчеркивается существование опасений со стороны специалистов относительно подобного разъятия целокупности человека на составляющие компоненты – знания, умения, навыки, компетенции, которые, будучи в зоне ответственности отдельных учебных предметов, развиваются по отдельности, в связи с чем, не всегда могут синтезироваться в целостности личности «на выходе». В статье предпринята попытка рассмотреть реализацию коммуникативной компетенции и ее межкультурного компонента в дидактических материалах учебно-методического обеспечения профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих судебных экспертов с точки зрения гуманизации и гуманитаризации образования. В связи с обозначенной позицией коммуникативная компетенция интерпретируется как составляющая не только будущей профессиональной компетентности выпускника, но и личностного роста, развития человеческого потенциала обучающегося.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, профессионально ориентированная иноязычная подготовка, компетентностный подход, универсальная компетенция, межкультурная коммуникация, иноязычное взаимодействие, судебные эксперты.

Список источников:

  1. Душкин А.С., Нимировская Ю.К., Филипенко Е.В. Учебные задачи в контексте компетентностного подхода при преподавании естественно-научных дисциплин иностранным слушателям в образовательных организациях высшего образования МВД России // Человеческий капитал. 2022. № 3 (159). С. 58-66. DOI: 10.25629/HC.2022.03.06
  2. Худайназарова А.Х. Этапы педагогического проектирования как часть образовательного процесса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 5-7 (61). С. 248-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43052734
  3. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования // Образование и право. 2023. № 2. С. 291-295. EDN: WSIQGE, DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-291-295
  4. Слободчиков В.И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4 (12). С. 91-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44876418
  5. Ронжина Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 116-121. EDN: KGPPRE, DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10235
  6. Айрапетова А.Ю., Саградян Г.В., Мальцева В.К. Формирование системного и критического мышления у студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 4. С. 9-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49495757
  7. Акулова Е.А. Психолого-педагогические условия формирования системного и критического мышления в процессе иноязычного обучения студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 4 (97). С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50289648
  8. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) // Народное образование.  2015. №3. С.35-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23406110
  9. Ивина Л. В., Мороз Н. Ю. Принципы обучения иностранному языку для специальных целей в зависимости от уровня иноязычной компетенции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 1 (790). С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35139188
  10. Кудинова Г.Ф. Современная профессиональная коммуникация // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3 (62). С. 253-256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49301347
  11. Михайличенко Е.В. Дидактический потенциал современных форм коммуникации в процессе формирования универсальных компетенций в неязыковом ВУЗе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (47). С. 121-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49464621 
  12. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): вопросы теории // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2007. №15 (87). С. 55-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12928992
  13. Харламова Н. С. Динамика роли преподавателя в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Разновидности профессионального дискурса в обучении иностранным языкам. — М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014.  — С. 143-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21668886
  14. Habermas J. Theory of communication action. 2 tomes, — Paris: Fayard, 1987. — 448 p. (1 tome), — 480 p. (2 tome)
  15. Melkevik B. Le modèle communicationnel en science juridique: Habermas et droit. Horizons de la philosophie du droit. Québec, 2004. P. 93-106. (In French). DOI: https://doi.org/10.7202/043041ar
  16. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки. 2012. №1 (17). С.40-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23183679
  17. Иванова О.Э., Корнеев Д.Н., Хабибуллин Ф.Х. Коммуникация как образовательная среда критического мышления — универсальной компетенции педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 108-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35707747
  18. Иванова О.Э. Сущность порождения смысла в коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (50). С. 84–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22478482 
  19. Слободчиков В.И. Русская классическая школа — школа антропологической практики // Наука и школа. 2014. № 5. С. 21-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22621840
  20. Сергеева О.В., Прохорова А.А. К вопросу об обновлении содержания универсальной компетенции УК-4 – коммуникация // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 17-25. EDN: WRPWRS, DOI: 10.24412/2712-827X-2021-7-17-25
  21. Хэкетт-Джонс А.В. От билингвизма к полилингвизму: концепции многоязычия в условиях новой образовательной реальности // МНИЖ. 2016. №3-4 (45). C.103-105. EDN: TKURPR, DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.042
  22. Ильин В.А., Салмина Н.Г., ЗвоноваЕ.В. Проблема кросс-культурной коммуникации в зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 4. С. 92-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50307632. DOI: 10.11621/vsp.2022.04.04
  23. White F.A., Borinca I., Vezzali L. Beyond direct contact: The theoretical and societal relevance of indirect contact for improving intergroup relations // Journal of Social Issues. 2020. Vol. 77(2). P. 1-22. DOI:10.1111/josi.12400
  24. Ищенко А.А. Межкультурные аспекты в изучении иностранных языков // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5 (134). С. 67-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49189917
  25. Пак С.М. Межкультурное взаимодействие в аспекте учебного курса в программе подготовки специалистов в сфере международного бизнеса // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2021. № 3 (107). С. 105-112. EDN: XZSVDV, DOI: 10.38161/2618-9526-2021-3-105-112
  26. Иоголевич Н.И. Формирование универсальных компетенций «межкультурное взаимодействие» в профессиональной подготовке студентов ВУЗа // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 1. С. 76-82. EDN: CYVKBG, DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-1-76-82

Библиографическая ссылка: Хисматулина Н.В. Реализация целевых установок компетентностного подхода в педагогическом проектировании учебно-методического обеспечения профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих судебных экспертов // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 461-470. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.38