ISSN 2409-7616

Ковшова Ю.Н., Гейбука С.В.

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 378+37.0

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.36

Ковшова Ю.Н.1 (Новосибирск, Россия) — santulan@yandex.ru, Гейбука С.В.1 (Новосибирск, Россия) — geybukasv@mail.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием универсальных компетенций у студентов педагогического университета. Актуальность данного исследования продиктована современными условиями обучения, основанного на компетентностном и системно-деятельностном подходах, внедрением Ядра высшего педагогического образования, цифровизацией образования и применением геймификации. На основе анализа современных тенденций в обучении выявлены возможности квеста как средства формирования универсальных компетенций у студентов различных профилей подготовки. Целью данного исследования является разработка авторского подхода по использованию квестов в обучении студентов педагогического университета для формирования у них универсальных компетенций в условиях внедрения Ядра высшего педагогического образования и использования информационно-коммуникационных технологий. Для достижения цели были проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме, преподавательский и учительский опыт авторов по использованию квестов в обучении студентов и школьников. Сделаны выводы о том, что возможности применения квестов в обучении не раскрыты полностью, требуется конкретизация для различных профилей подготовки, имеющих свои особенности.   При проведении исследования авторами были использованы такие методы как наблюдение, анализ и обобщение, моделирование и эксперимент. Авторами был разработан подход к формированию универсальных компетенций у студентов педагогического университета. Особое внимание было уделено обучающимся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).  Сформированы базы квестов, составленных как авторами, так и студентами. Проанализированы результаты апробации авторского подхода и опроса студентов. Описаны различные возможности использования квестов в обучении студентов бакалавриата по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и 44.03.01 Педагогическое образование, а также для обучающихся в магистратуре, в том числе, в научно-практической деятельности. В заключении приведены выводы и намечены перспективы дальнейших исследований применения квестов в обучении студентов педагогического университета для формирования компетенций.

Ключевые слова: квест, геймификация, информационно-коммуникационные технологии, педагогическое образование, компетентностный подход, универсальные компетенции.

Список источников:

  1. Andjelković Labrović J., Nikodijević A. Designing e-learning environment based on student preferences: conjoint analysis approach // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7. No. 3. P. 37-47. EDN: RDIAOC, DOI: 10.5937/IJCRSEE1903037K
  2. Chuong H.L.A., Thien N.H., Hanh T.T.T. Assessing the Competence of Early Childhood Education Students at Teacher Education Universities in Vietnam in Terms of Implementing STEAM Education // European Journal of Contemporary Education. 2023. Vol. 12, No. 2. P. 385-398. EDN: FYBTFG, DOI: 10.13187/ejced.2023.2.385
  3. Mohaimen-Bin-noor, Ahmed Z., Nandi D. Investigation of Facilities for an M-learning Environment // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. – Vol. 13, No 1. P. 34-48. EDN: TBUTYV, DOI: 10.5815/ijmecs.2021.01.03
  4. Novković Cvetković B., Arsić Z., Cenić D. Attitudes of Teachers to Using Information and Communication Technology in Teaching — Advantages and Obstacles // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2022. Vol. 10, No. 2. P. 69-76. EDN: KWSQDR, DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-69-76
  5. Ouahbi I., Darhmaoui H., Kaddari F. Gamification Approach in Teaching Web Programming Courses in PHP: Use of KAHOOT Application // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. Vol. 13, No. 2. P. 33-39. EDN: FCDXCE, DOI: 10.5815/ijmecs.2021.02.04
  6. 6.                  Vesić D., Laković D., Vesić S.Lj. Use of Information Technologies in Higher Education From The Aspect of Management // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2023. Vol. 11, No. 1. P. 143-151. EDN: CFUPZA, DOI: 10.23947/2334-8496-2023-11-1-143-151
  7. Белякова Е.А. Квест как метод формирования общих и профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования // Студенческий вестник. 2021. №20-1 (165). С. 86-87. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46216264
  8. Бурканова О.П. Технология веб-квест как средство формирования навыков самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации образования // Глобальный научный потенциал. 2021. № 10 (127). С. 36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47471571
  9. Владимирова С.С., Иванова А.П. Музейный квест как инструмент формирования фоновых знаний иностранных студентов // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №194. С. 184-192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42344760
  10. Гейбука С.В., Ковшова Ю.Н. Некоторые пути решения проблем, возникающих в процессе использования информационно-коммуникационных технологий в обучении физико-математическим дисциплинам в педагогическом вузе // Kant. 2020. № 3 (36). С. 246-251. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44074553
  11. Дерябкина А.В., Семергей С.В. Дидактические возможности и условия использования веб-квест технологии в профессиональной подготовке студентов // Kant. 2021. №1 (38). С.217-222. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44895752
  12. Ефанова О.А., Лаврищев А.И. Использование веб-квест-технологии для организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в вузе // Наука и школа. 2022. №5. С. 251-259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49711013
  13. Забелина С.Б., Пинчук И.А., Середа Т.Ю. Методическая подготовка студентов к проектированию учебных квестов по математике // Педагогическое образование и наука. 2021. №5. С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47562409
  14. Калустьянц Ж.С. Использование веб-квеста в формировании исследовательской компетенции студентов // Труды СКГМИ (ГТУ). 2022 №29. С. 106-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53045122
  15. Ковшова Ю.Н., Яровая Е.А. От дидактической игры к обучающей геймификации // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3 (63). С. 105-119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083669
  16. Курганова Е.Б., Беленова Н.Н. Квест как геймифицированный инструмент развития медиакомпетентности студентов в эпоху постправды // Неофилология. 2023. №3 (35). С. 668-676. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54122780
  17. Пикус А.И., Калинкова Е.В. Образовательный веб-квест как средство формирования универсальных компетенций студентов вуза // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. № 1 (19). С. 65-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44929457
  18. Пожидаева Е.Ю. Web-квест технология как практико-ориентированная инновация в процессе преподавания математики студентам экономических направлений СПО // Вестник педагогических наук. 2021. №6. С. 91-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46503454
  19. Скосырева А.Д., Зимина Т.О., Булганина С.В. Исследование критериев выбора исторических квестов студентами // Наука Красноярья. 2023. №12. С.61-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54207124

Библиографическая ссылка: Ковшова Ю.Н., Гейбука С.В. Квест как средство формирования универсальных компетенций студентов педагогического университета // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 435-447. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.36