ISSN 2409-7616

Кодрле С.В.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕГО КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

УДК 37.02

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.33

Кодрле С.В.1 (Краснодар, Россия) — sv.kodrle@bk.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена проблематике совершенствования педагогического процесса за счет применения образовательных технологий формативного оценивания. В исследовании предпринята попытка проследить эволюцию становления концепта «формативное оценивание» в российской и зарубежной педагогике, выявить его суть и содержание, охарактеризовать формативное оценивание в современном образовательном процессе вуза как педагогический феномен, способствующий повышению качества обучения. Цель исследования – раскрыть дидактическую сущность формативного оценивания в контексте его концептуализации. Среди основных использованных исследовательских методов следует упомянуть теоретический и тематический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение научной педагогической литературы, синтез и педагогическую интерпретацию научной информации, методы качественного и контент-анализа, структурный и функциональный анализ результатов. В результате исследования на основе проведенного разностороннего анализа выделены наиболее ценные подходы к концептуализации формативного оценивания, представленные в современной научно-педагогической литературе, что позволило выявить суть понятия «формативное оценивание» и  уточнить его содержание в следующем виде: формативное оценивание  является образовательной технологией интерактивного оценивания, построенной на основе непрерывной информативной обратной связи, предназначением которой является совершенствование  дидактического процесса за счет выявления текущих успехов обучающихся, их потребностей в обучении и содействия достижению намеченных образовательных целей с помощью корректировки учебной деятельности, методики преподавания и содержания образования. Полученные результаты исследования систематизированы и представлены в виде характеристики, демонстрирующей сущность концепта формативного оценивания через раскрытие его дидактических функций и стратегических принципов в современном педагогическом процессе вуза. В статье делается вывод о высоком дидактическом потенциале формативного оценивания, акцентируется внимание на его сущностной характеристике регулятора образовательной деятельности, обеспечивающего непрерывное развитие и адаптацию педагогического процесса под индивидуальные способности и потребности обучающихся с целью повысить качество обучения. В работе предложены тактики и стратегии реализации технологий формативного оценивания в образовательном процессе вуза, что обуславливает ее практическую значимость. Новизна исследования обеспечивается тем фактом, что в работе представлен анализ новейших научных публикаций по теме исследования, вышедших в свет в период 2020-2023 гг.

Ключевые слова: формативное оценивание, формирующее оценивание, одноранговое оценивание, самооценивание, обратная связь.

Список источников:

  1. Агапов А.М., Белолуцкая А.К., Крашенинников Е.Е. Формирующее оценивание в высшем образовании: подходы и технологии. — Москва: Авторский клуб, 2022. — 56 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47654807
  2. Вилкова Л.В., Грибова П.Н. Организация формирующего оценивания обучающихся на старшем этапе средней школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. С. 10-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45768374
  3. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике. — Москва: Авторский клуб, 2018. Ч. 1. — 166 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31888371
  4. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: нормы, инструменты, процедуры. Краткое пособие по деятельностной педагогике.  —  Москва: Авторский клуб, 2018. Ч. 2. — 224 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31888278
  5. Емельянова Т.В. Формирующее оценивание в контексте практико-ориентированного обучения в вузе в рамках формирования медиакомпетентности будущих педагогов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 5. С. 467–473. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20220082
  6. Кодрле С.В. Формативное оценивание как инновационный подход к совершенствованию процесса обучения в вузе // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. — С. 46-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50376181
  7. Масленникова М.В., Будахина Н.Л. Формативное оценивание как одна из методик оценивания достижений обучающихся // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике / Под научной редакцией Л.Г. Батраковой, Н.Л. Будахиной. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. — С. 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47228251
  8. Мысина Т.Ю., Агапов А.М., Львовский В.А. Реализация формирующего оценивания при подготовке тренеров-технологов деятельностных образовательных практик в магистратуре // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. Т. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46322883
  9. Никитин И.В., Белолуцкая А.К. Концептуализация формативного оценивания в высшем образовании: результаты тематического анализа // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 96–109. EDN: BEHYLQ,  DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-96-109
  10. Пинская М.А. Формирующее оценивание и качество образования // Народное образование. 2010. № 1. С. 179-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18274911
  11. Прияткина Н.Ю., Шорникова Н.А. Формирующее оценивание как способ повышения образовательных результатов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. С. 33. EDN: DBBNVW, DOI: 10.17513/spno.30530
  12. Суворова Т.Н. Особенности критериального оценивания с применением дистанционных образовательных технологий в условиях ФГОС нового поколения / Т.Н. Суворова, М.М. Бондаренко // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. – Москва: 5 за знания, 2023. С. 216-220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50301654
  13. Хан Н.Н., Жуматова А.О. Формативное оценивание как важный аспект качественного обучения // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021.  Т. 1, № 1(12). С. 56-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46232861
  14. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Таджигитов А.А. Возможность интеграции суммативного и формативного оценивания в обучении математики. // Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева. 2022. Т. 4, № 56. С. 42-49. DOI: https://doi.org/10.54596/2309-6977-2022-4-42-49
  15. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 43-83. EDN: JTQUPD, DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83
  16. Юрченко М. А. Формирующее оценивание в диагностике сформированности межкультурной компетенции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023.  № 207. С. 37-46. EDN: QGJVYG,  DOI: 10.33910/1992-6464-2023-207-37-46
  17. Black P.J., Wiliam D. Assessment and Classroom Learning // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 1998. Vol.  5(1). P. 7-74. DOI: 10.1080/0969595980050102
  18. Black P.J., Wiliam D. Developing the theory of formative assessment // Educational Assessment Evaluation and Accountability. 2009. Vol.  21(1). P. 5–31. DOI:10.1007/s11092-008-9068-5
  19. Black P.J., Wiliam D. Inside the Black Box: Raising Standards through Classroom Assessment. Phi Delta Kappan. 2010.  Vol. 92(1). P. 81–90. DOI: https://doi.org/10.1177/003172171009200119
  20. Bloom B.S. Learning for Mastery. Instruction and Curriculum // Regional Education Laboratory for the Carolinas and Virginia, Topical Papers and Reprints. 1968. Vol. 1. 12 p. URL: http://www.researchforteachers.org.uk/sites/default/files/Docs/Bloom%20(1968)%20Learning%20for%20Mastery_0.pdf
  21. Canadas L.  Contribution of formative assessment for developing teaching competences in teacher education // European Journal of Teacher Education. 2023. Vol. 46(3). P. 516-532 DOI: 10.1080/02619768.2021.1950684
  22. Hattie J.A.C. Teachers make a difference: What is the research evidence? Paper presented at the Building Teacher Quality: What does the research tell us // ACER Research Conference, Melbourne, Australia, 2003. URL: http://research.acer.edu.au/research_conference_2003/4/
  23. Hattie J.A.C. Visible learning: A synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement // International Review of Education. 2011. Vol. 57. P. 219–221 DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-011-9198-8
  24. Irons A., Elkington S. Enhancing Learning through Formative Assessment and Feedback. — London: Routledge, 2021. — 248 p. DOI:  https://doi.org/10.4324/9781138610514
  25. Kyttälä M., Björn P.M., Rantamäki M., Lehesvuori S.  Assessment conceptions of Finnish pre-service teachers // European Journal of Teacher Education. 2022. DOI:10.1080/02619768.2022.2058927
  26. Lui A. M., Andrade H. L. The next black box of formative assessment: A model of the internal mechanisms of feedback processing // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.751548
  27. Lutovac S., Flores M. A. Conceptions of Assessment in Pre-service Teachers’ Narratives of Students’ Failure // Cambridge Journal of Education. 2021. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2021.1935736
  28. Morris R., Perry T., Wardle L. Formative assessment and feedback for learning in higher education: A systematic review // Review of Educational Research. 2021. Vol. 9. e3292. DOI: https://doi.org/10.1002/rev3.3292
  29. Pallotti G., Rosi F., Borghetti C. Analisi dell’interlingua, valutazione formativa e sperimentazione educativa nella formazione docenti // Revista de Italianística. 2021. No. 42. P. 23-43. DOI: https://doi.org/10.11606/issn.2238-8281.i42p23-43   
  30. Petty G. Teaching today. A practical guide. 4th Ed. — Cheltenham: Nelson Thornes Ltd, 2009. — 615 p.
  31. Scriven M., Tyler R.W., Gagne R.M. The methodology of evaluation // Curriculum evaluation. — Chicago: Rand McNally, 1967. — 102 p.
  32. Stiggins R. Ahead of the Curve: The Power of Assessment to Transform Teaching and Learning. — Bloomington: Solution Tree, 2007. — 17 p. URL: https://cloudfront-s3.solutiontree.com/pdf/study_guides/Ahead_of_the_Curve.pdf
  33. Stiggins R.J. Assessment Crisis: The Absence of Assessment for Learning // Phi Delta Kappan. 2002.  83(10), 758–765. DOI: https://doi.org/10.1177/003172170208301010
  34. Stiggins R. The Perfect Assessment System: ACSD, 2017. — 122 p.
  35. Stiggins R. From Formative Assessment to Assessment FOR Learning: A Path to Success in Standards-Based Schools // Phi Delta Kappan. 2005. Vol. 87, No. 04. pp. 324-328. DOI:10.1177/003172170508700414
  36. Wolterinck Ch., Poortman C., Schildkamp K., Visscher A. Assessment for Learning: developing the required teacher competencies // European Journal of Teacher Education. 2022. DOI: 10.1080/02619768.2022.2124912
  37. Zemlyanskaya E.N. Formative Assessment of Educational Achievements of Students in Primary Education: Teacher Training. In I. Elkina, & S. Ivanova (Eds.), Cognitive — Social, and Behavioural Sciences – icCSBs. // European Proceedings of Educational Sciences. 2020. Vol 1. P. 82-91. DOI: https://doi.org/10.15405/epes.20121.10

Библиографическая ссылка: Кодрле С.В. Формативное оценивание в педагогическом процессе вуза в контексте его концептуализации // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 398-413. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.33