ISSN 2409-7616

Красильникова Т.В.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ВУЗОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

УДК 378.4:339.137.22

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.30

Красильникова Т.В.1 (Новосибирск, Россия) — kiahwe@gmail.com

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Главный вектор изменений образовательного пространства нацелен на достижение образовательного суверенитета России. Реализуемые проекты затрагивают не только сферу высшего образования, но и сферу подготовки рабочих кадров, дополнительное образование. Что призвано устранить дисбаланс трудовых ресурсов, обеспечить потенциал роста технологической независимости. При этом образовательные организации всех уровней должны обеспечивать конкурентоспособность в масштабах региона, страны, в рамках межгосударственного взаимодействия по вопросам образования. Конкуренция среди вузов, по сути, это борьба за ресурсы в условиях вызовов экономики, демографии, социума. Осуществляемые преобразования во внешней среде оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на поведение субъекта образовательной конкуренции. Конфликтогенность конкуренции в образовательном пространстве заключена не только в не устранимом «противоречии» между базисом значимости образования для социума, неочевидностью перспектив для самого вуза в реализации отдельных образовательных программ, наличием обширного числа регуляторов системы образования. Но и самой рыночной сущностью конкурентных отношений, разворачивающихся в системе желаемого потребителем оптимума ценностей продукта (услуги) по наилучшей цене. Немногие региональные вузы осуществляют полноценную маркетинговую политику, ограничиваясь формальной медийной активностью. Мониторинг конкурентной среды и адекватная оценка собственной конкурентной позиции, позиций ближайших и дальних конкурентов являются информационной основой маркетинговой стратегии вуза, ориентированной на удержание и рост конкурентных преимуществ. Целью исследования является обоснование и апробация модели мониторинга конкурентных позиций вузов. Для решения задач построения информационно емкого, релевантного инструментария маркетинга вуза, ориентированного на конкурентоспособное управление вузом в своеобразной и сложной конкурентной среде образования. Методология исследования включает теоретико-методический анализ отечественных и зарубежных публикаций по обозначенным вопросам. Предложена структура мониторинговых оценок, имеющая широкий спектр применения образовательными организациями. Проанализированы конкурентные позиции вузов Сибири, реализующих программы бакалавриата по направлению рекламного образования.

Ключевые слова: конкуренция, рекламное образование, высшее образование, исследование конкуренции, конкурентные позиции вузов.

Список источников:

  1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Равенство прав vs равенство возможностей в сфере высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 47, № 3. С. 205–214. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-47-3-12
  2. Бейзеров В.А. Подходы к изучению конкуренции в высшем образовании // Международная юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. — Гомель: Изд-во Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, 2020. Ч. 1. — С. 7-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44845367
  3. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее: монография / под общ. ред. Р. М. Нижегородцева, С. Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 610 с. DOI: 10.12737/1045402
  4. Габдрахманов Н.К. Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27, № 1. С. 7-17. EDN: ZSUENV, DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17
  5. Глущенко О.А., Гришанин Н.В. Эволюция специальности «Реклама и связи с общественностью»: история формирования, современное состояние и тенденции развития // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 1. С. 34-52. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-1-34-52
  6. Дмитриенко А.С. Факторы ценообразования в российских государственных вузах // Экономический журнал ВШЭ. 2021. Т. 25, № 3. С. 379–402. DOI: 10.17323/1813-8691-2021-25-3-379-402
  7. Константинов И.А., Гончарова В.А. Модель конкуренции в системе российского высшего образования // // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). С. 111-120. DOI: 10.25726/e5024-4229-4002-e
  8. Кравцевич С.В. Современные представления о конкуренции // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 120-127. EDN: MUQAZT, DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.358
  9. Латуха О.А. Ключевые факторы успеха развития организации в современных условиях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. Т. 6, № 3. С. 131–139. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.12
  10. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10-42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42
  11. Пирогова Е.В., Яшин С.Н. Стратегическое развития высшего учебного заведения в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг // Глобальный научный потенциал. 2023. № 3 (144). С. 235-238. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53742873
  12. Прянишников М.М. Особенности управления конкуренцией в конкурентной среде российской системы высшего образования // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6 (52). С. 55-72. DOI: 10.25726/e9640-9985-8032-c
  13. Сандлер Д.Г. Особенности развития сферы услуг высшего образования: парадигма открытой детерминированной конкуренции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 3. С. 171-176. DOI: 10.37882/2223-2974.2022.03.32
  14. Управление изменениями в высшей школе: монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 384 с. DOI: 10.12737/monography_5aa8ddfdb460c5.57247275
  15. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554
  16. Akhtyamova D.Sh., Liu Chaoze. Internationalization of Russian higher education based on the interaction of Chinese and Russian higher education institutions // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2020. № 2 (87). P. 50-58. DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-50-58
  17. Benrachou N. Theoretical foundations for the development of innovations in higher education organizations on the example of higher education organizations Russian Federation // Human Progress. 2022. Vol. 8, Issue. 2. P. 1. DOI:10.34709/IM.182.1
  18. Joyce A., Day S., Evans N. Educational competitions to boost the cyber workforce-development. — Huntsville:  2018 National Cyber Summit (NCS),  2018. — P. 34–37. DOI: 10.1109/NCS.2018.00010
  19. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H.A., Volgin A. Returns to Education in the Russian Federation: Some New Estimates // HSE Economic Journal. 2021. Vol. 25 (3). P. 403-422. DOI: 10.17323/1813-8691-2021-25-3-403-422
  20. Pal Pandi A., Paranitharan K.P., Jeyathilagar, D. Implementation of IEQMS model in engineering educational institutions – a structural equation modelling approach // Total Quality Management and Business Excellence. 2018. Vol. 29. Issue (1–2). P. 29–57. DOI:  https://doi.org/10.1080/14783363.2016.1154431

Библиографическая ссылка: Красильникова Т.В. Конкурентные позиции вузов Сибирского федерального округа (на примере рекламного образования) // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 351-365. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.30