ISSN 2409-7616

Малюгина А.В., Варушкина А.В., Живокина М.А.

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ АСПЕКТАМ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 378.147

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.29

Малюгина А.В.1 (Воронеж, Россия) — malyugina-anna@yandex.ru, Варушкина А.В.2 (Воронеж, Россия) — nastzher@yandex.ru, Живокина М.А.2 (Воронеж, Россия) — binemaya@mail.ru

1Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения иноязычному говорению курсантов ведомственных образовательных организаций России в контексте профессионального развития. Актуальность темы исследования обусловлена первостепенным значением обучения представителей силовых структур навыкам осуществления немедленной и эффективной иноязычной коммуникации, т.к. от них в значительной степени зависит предотвращение опасных ситуаций и избежание неоправданной эскалации насилия. Посредством логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам, систематизации и обобщении теоретических источников представлены существующие приемы и виды работы по обучению коммуникативным навыкам обучающихся в ведомственных образовательных организациях высшего образования. Исходя из специфики обучения в ведомственной образовательной организации, связанной с наличием у обучающихся ограниченного времени на освоение учебных материалов ввиду необходимости выполнения не только учебных, но и служебных задач, даны рекомендации по выбору тем и лексико-грамматических конструкций, имеющих наибольшее практическое значение для обучающихся. Описан личный опыт в разработке и применении электронных учебно-практических пособий, а также моделировании типовых профессиональных ситуаций для развития навыков говорения курсантов образовательных организаций системы МВД России. Определены наиболее эффективные приемы обучения устно-речевому иноязычному общению рассматриваемой категории обучающихся, такие как дискуссия, ролевые игры, упражнения на заполнение информационного пробела, интервью, участие в типовых учебно-профессиональных ситуациях. Перспективы дальнейших исследований в области обучения коммуникативным аспектам курсантов ведомственных образовательных организаций на занятиях по иностранному языку связаны с созданием авторских разработок с применением современных ИКТ и других инновационных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: иностранный язык, курсант, полиция, говорение, методические приемы, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, моделирование, электронные издания.

Список источников:

  1. Omnia I., Nowar N. English for Specific Purposes: An Overview: Definitions, Characteristics and Development // English Language Teaching. 2022. № 15 (12). P. 28-36. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v15n12p28
  2. Rahman M. English for Specific Purposes (ESP): A Holistic Review // Universal Journal of Educational Research. 2015 №. 3 (1). P. 24-31. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2015.030104
  3. Азимова С.Х. Коммуникативный подход в обучении английскому языку // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 4. С. 471-475. EDN: ZDSPYL, DOI: 10.33619/2414-2948/41/70
  4. Банарцева А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2017. № 1 (33). С.  22-29. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29185707
  5. Бойко А.К., Величко Е.В., Краснова Е.В., Коммуникативный метод при обучении иностранным языкам в условиях многопрофильного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 18-20. EDN: XEOAYJ, DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.045
  6. Гуреева А.В. Моделирование ситуаций общения как одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языковых вузов // Современное педагогическое образование. 2019. № 8. С. 35-38. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=39563713  
  7. Золотарева С.А., Межова М.В. Обучение говорению как виду речевой деятельности в контексте международного взаимодействия студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 207-212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198409
  8. Колотаева А.Ю., Халяпина Л.П. Формирование иноязычной предметной компетенции студента технического вуза в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 6. С. 1522-1536. EDN: UEVUNJ, DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-6-1522-1536
  9. Коновалова О.В. Методические аспекты развития умения говорения студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 988-998. EDN: OHEVQB, DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-4-988-998
  10. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 1 (58). С. 179-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15188225
  11. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2011. № 4 (33). С. 19-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17643708
  12. Новикова О.В. Система упражнений по обучению говорению // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 8 (8). С. 26-30. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19040726
  13. Плиева А.О.,  Арадахова М.Б. Формирование иноязычной речевой компетенции обучающихся посредством моделирования учебно-речевых ситуаций // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 47-50. EDN: EIHFAK,  DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-47-50
  14. Рабина Е.И., Дерина Н.В. Коммуникативный метод в обучении говорению на английском языке // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 52. С. 217-222. EDN: UJJIIF, DOI: 10.31773/2078-1768-2020-52-217-222
  15. Рашидова А.Д., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ развития понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях зарубежных учёных // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 189-191. URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37637454

Библиографическая ссылка: Малюгина А.В., Варушкина А.В., Живокина М.А. Обучение коммуникативным аспектам курсантов ведомственных образовательных организаций России на занятиях по иностранному языку в контексте профессионального развития // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 338-350. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.29