ISSN 2409-7616

Ростовская Т.К., Князькова Е.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКУЮ СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ

УДК 378.06

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.17

Ростовская Т.К.1,2 (Москва, Россия) rostovskaya.tamara@mail.ru, Князькова Е.А.1 (Москва, Россия) — eapavlova@bk.ru

1Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

2Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Аннотация. В современных условиях особую роль во внешнеполитических процессах играет образовательная миграция, различным аспектам которой уделяют внимание как государственные органы и образовательные организации, так и исследователи. Рассматривая образовательную миграцию как социокультурный процесс, характеризующий состояние развития интернационализации и глобализации высшего образования в мире, авторы обращают внимание на необходимость создания условий для привлечения в Россию иностранных студентов с целью максимальной интеграции в российскую социокультурную среду и использования их интеллектуального потенциала для устойчивого развития страны. Особое внимание уделяется решению проблем с привлечением иностранных студентов, связанные в серьезными вызовами, такими как: трансформация геополитической ситуации, отказ от Болонского формата организации образовательного процесса – все это также предопределило не только приемную кампанию 2022-2023 учебного года, но и в целом оказало влияние на международную деятельность университетов и отразилось на географии прибывающих на учебу студентов. На институциональном уровне перспективы образовательной миграции и репутация российских вузов на международном рынке образовательных услуг определяется комплексной государственной политикой. В этой связи, важным инструментом развития образовательной миграции как социокультурного процесса, является Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, которая была утверждена Указом Президента России в сентябре 2022 года, и четко очертила круг ценностей Российской Федерации, с которыми страна выходит в глобальный мир для лучшего ее понимания и восприятия. Среди ключевых направлений следует отметить поддержку и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом, продвижение российской культуры, науки и образования за рубежом, определяя механизмы и геополитические приоритеты.

Ключевые слова: образовательная миграция, интеграция иностранных студентов, российская социокультурная среда.

Список источников:

  1. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322887
  2. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Лукьянец А.С Особенности образовательной миграции в условиях цифровизации // Информационное общество. 2021. № 3. С. 32-40. EDN: NBPRTN, DOI: 10.52605/16059921_2021_03_32
  3. Ростовская Т.К., Рязанцев С.В., Скоробогатова В.И. Создание нормативно-правовых и институциональных условий развития образовательной миграции в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7.
  4. Рязанцев С.В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 117-126. EDN: VNFYFR, DOI: 10.31857/S013216250006666-5
  5. Скоробогатова В.И.  Миграционная политика России в контексте экспорта образования: конституционно-правовые основы и перспективы развития: монография. – М.: Перспектива, 2021. — 180 с.
  6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  7. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. №4. С.131–139. EDN: XXUJCJ,  DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
  8. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Международные отношения. 2015. Т.15. № 3. С.203-211. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25341645
  9. Афанасьева И.И., Ушаков Д.С. Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформаций // Вестник Академии знаний. 2019. №4 (33). С. 37-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39422711
  10. Егорычев А.М. Отечественный институт воспитания: социокультурные и методологические основания // Педагогическое образование и наука. 2022. № 6. С. 7-15. EDN: RTPAPZ, DOI: 10.56163/2072-2524-2022-6-7-15
  11. Мирошниченко Е.В. Педагогические основы развития культуры межнационального общения // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. Т. 1. С. 82-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43138406
  12. Рыбакова Е.В. Способы обеспечения эффективной реализации стратегии экспорта российского образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 6. С. 573-582. EDN: ERJDKI, DOI: 10.30853/ped20230098
  13. Гевля М.А. Методы повышения учебной мотивации у студентов-иностранцев // Заметки ученого. 2022. № 8. С. 177-181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49363866
  14. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Дифференцированная реализация этнокультурного содержания в иноязычной подготовке бакалавров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 371-377. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47429863
  15. Быков А.К Образовательные технологии, педагогические технологии, технологии обучения в высшем образовании: сравнительно-категориальный анализ // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 24-30. DOI: 10.56163/2072-2524-2022-3-24-30

Библиографическая ссылка: Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Образовательная миграция как инструмент интеграции иностранных студентов в российскую социокультурную среду // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 200-209. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.17