ISSN 2409-7616

Забелин Д.А.

ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ: ВЫБОР ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

УДК 371.3:614.2+004.9(07)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.05

Забелин Д.А.1 (Астрахань, Россия) — Link23487@mail.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Интернет способствует активному развитию дистанционного обучения, обмену учебными материалами и дискуссиям между преподавателями и обучающимися. Преподавание медицинской информатики имеет большое значение для студентов, изучающих медицину и здравоохранение, понимая, что они станут медицинскими работниками будущего. Интернет и литературные исследования показывают разнообразие хороших концепций, которые обеспечивают привлекательную альтернативу очному обучению. Чего не хватает, так это общей концепции, в которой непрерывное образование и обучение предлагаются в комплексной форме в различных форматах преподавания и обучения. Обучение медицинской информатике также имеет значение для практикующих врачей, которые ошеломлены лавиной информационных систем, доступных на рынке. Все чаще обучение принимает некий смешанный формат между практическими навыками и дистанционном обучением. Увеличение роли дистанционного обучения в освоении материалов студентами стало актуально особенно во время пандемии covid-19. Для реализации дистанционного обучения все больше создаться цифровых платформ для создания виртуальных школ, личных кабинетов обучающихся, где у них есть возможность в дистанционном формате осваивать учебную программу.  В данной статье мы провели исследование актуальности направления смешанного обучения и отношения профессорско-преподавательского состава, а также обучающихся. Обзор материалов показывает актуальность обучение медицинской информатике в смешанном формате. Такое обучение по опыту применения эффективно, если сочетать обучение на месте и онлайн, при условии, что будут предусмотрены культурные и технологические барьеры и соответствующим образом подготовлена программа обучения.

Ключевые слова: обучение медицинской информатике, смешанное обучение.

Список источников:

  1. Иванчук О.В., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю. Медицинская информатика в системе подготовки стоматологов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 411-420. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.36
  2. Bichel-Findlay J., Koch S., Mantas J. Recommendations of the International Medical Informatics Association (IMIA) on Education in Biomedical and Health Informatics: Second Revision // International Journal of Medical Informatics. 2023. Vol. 170. е104908. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijmedinf.2022.104908
  3. Van Laar E., van Deursen A.J., Van Dijk J.A. The relation between 21st-century skills and digital skills: a systematic literature review // Comput Hum Behav. 2017. Vol. 72. P. 577-588. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.03.010
  4. Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: анализ и обобщение опыта // Мир науки. Педагогика и психология. 2021.  Т. 9, № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46632429
  5. Ambeth I. Open and distance learning (ODL) education system: past, present and future — a study of an unconventional education system // Journal of Xi’an University of Architecture & Technology. 2020. Vol. 7(3). P. 77-87.
  6. Isangula K., Edwards G., Mwansisya T. Open and Distance Learning Programs for Nursing and Midwifery Education in East Africa: Protocol for a Scoping Review // J MIR Res Protoc. 2021. Vol. 10(1). e17765. DOI: https://doi.org/10.2196/17765
  7. George P.P., Zhabenko O., Kyaw B.M. Online Digital Education for Postregistration Training of Medical Doctors: Systematic Review by the Digital Health Education Collaboration // J Med Internet Res. 2019. Vol. 21(2). e13269. DOI: https://doi.org/10.2196/13269   
  8. Практикум по школьному физическому эксперименту / С. В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова. — Астрахань: Астраханский университет, 2011. 216 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44952101
  9. Miązek A., Swiatowiec-Szczepanska J. The application of content analysis as a research method in management sciences. — Lodz: University of Lodz, 2020. — P. 160-172. DOI: https://doi.org/10.18778/8220-333-2.10
  10. Ballouk R., Mansour V., Dalziel B. The development and validation of a questionnaire to explore medical students’ learning in a blended learning environment // BMC Med Educ. 2022. Vol.  22. P. 4. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-03045-4
  11. Ибрашева Б.С., Шарапова В. М.  Анализ факторов для разработки стратегии вуза на основе swot-анализа // Образование и право. 2021. № 8. С. 258-263. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374434
  12. Tomlinson B. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. — London: British Council,  2013. — 258 p. ISBN 978-0-86355-706-4
  13. Lamanauskas  V., Makarskaitė-Petkevičienė  R., Gorghiu G., Exploring the Students’ Perceived Academic Value in an Exclusive Online Learning Environment // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2020. Vol. 13(4). С. 01-16. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/13.4/467
  14. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 8-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22015247
  15. Essam  S.Building effective blended learning programs // Educational Technology. 2003. Vol. 43(6). P. 51-54.
  16. Amenduni F., Ligorio M.  Blended Learning and Teaching in Higher Education: An International Perspective // Education Sciences. 2020. Vol. 12. С.129. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12020129 
  17. Raad M., Odhabi H.  Hybrid Learning Here to Stay! // Frontiers in Education Technology. 2021. Vol. 4. P.121. DOI: https://doi.org/10.22158/fet.v4n2p121 
  18. Резник С.Д., Вдовина О.А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. С.67-83. EDN: YJTJDF, DOI: 10.51314/2073-2635-2017-1-67-83
  19. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. № 7 (1). С.44-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45624364
  20. Chowdhury F.  Blended learning: how to flip the classroom at HEIs in Bangladesh? // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2020. Vol. 13, No. 2. P. 228-242.  DOI: https://doi.org/10.1108/JRIT-12-2018-0030
  21. Amenduni F., Ligorio M.B. Blended Learning and Teaching in Higher Education: An International Perspective // Educ. Sci. 2022. Vol. 12. P. 129. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13050514
  22. Rasheed R.A., Kamsin A., Abdullah N.A. Challenges in the online component of blended learning: A systematic review // Computers & Education.  2020.  Vol. 144. 103701. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103701
  23. Alías G. The impact of online teaching on Geology degree programs during COVID-19: A case study from the University of Barcelona (Spain) // Journal of Geoscience Education.  2023.  С. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1080/10899995.2023.2165858

Библиографическая ссылка: Забелин Д.А. Обучение медицинской информатике: выбор теоретической основы // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 54-66. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.05