ISSN 2409-7616

Антонова Е.М.

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА: ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

УДК 378:614.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.02

Антонова Е.М.1 (Астрахань, Россия) — ea244339@gmail.com

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В статье рассматривается применение информационных технологий при решении ситуационных задач в медицинском ВУЗе. В рамках исследования мы посчитали важным выяснить цели обучения медицинской информатике студентов медицинских вузов и их соответствие времени, выявить наиболее эффективные методы обучения будущих врачей медицинской информатике, а также обосновать актуальность практико-ориентированного обучения в медицинском ВУЗе. Отмечено, что одним из приоритетных методов практико-ориентированного обучения в медицинском ВУЗе является ситуационный подход, в рамках которого задача, задание, ситуация, моделирующая будущую практическую деятельность врача, представляет собой конкретную ситуацию или клинический случай, требующих от студента применения знаний и принятия обоснованных решений. Реализация ситуационного подхода при обучении медицинской информатики должно гармонично сочетаться с традиционными дидактическими принципами, в частности с принципом профессиональной направленности. Выявлено, что активное развитие и внедрение медицинских информационных систем (МИС) в работу медицинского учреждения, мобильность обучающихся требуют гибкости образовательной системы и повышения адаптивности будущих выпускников к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда и реалиям врачебной практики. Отмечено, что внедрение информационных технологий в активное обучение позволит приблизить учебные ситуационные задачи к реальным условиям профессиональной деятельности врача. Приведены примеры ситуационных задач с использованием информационных технологий. Сформулирован вывод о том, что решение практически значимых задач, моделирующих будущую профессиональную деятельность врача, выполняемую с помощью знаний медицинской информатики, позволит приобрести необходимые навыки для последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: медицинская информатика, обучение студентов медицинских вузов.

Список источников:

  1. Ганина О.Г., Иванчук О.В. Теоретические основы разработки методики формирования профессиональных компетенций у будущих врачей при обучении физике в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871118
  2. Забиров Р.В., Иванчук О.В. Повышение квалификации медицинских кадров: проблемы и перспективы решения // ЦИТИСЭ. 2019. № 4. С. 146-154. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.16
  3. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Теоретические основы построения курса физики в медицинском вузе // ЦИТИСЕ. 2019. № 1. С. 354-362. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.019.5.32
  4. Ковалева О.А., Копытова Н.Е. Преподавание медицинской информатики в университете // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21, № 3. C. 32-42. EDN: BWNIGA, DOI: 10.20310/1810-231X-2022-21-3-32-42
  5. Липкин Ю.Г., Николаиди Е.Н. Элементы интерактивных технологий в преподавании медицинской информатики // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020. №4(4) С. 46-55. EDN: FIMDMR, DOI: 10.24075/MTCPE.2020.024
  6. Омельченко В.П., Демидова А.А. Принципы преподавания медицинской информатики в средних и высших медицинских учебных заведениях России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 442. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25390023
  7. Клинцевич С.И., Пашко А.К. Гибридные технологии обучения на кафедре медицинской и биологической физики // Молекулярные, мембранные и клеточные основы функционирования биосистем: докл. Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию НАН Беларуси и 45-летию Института биофизики и клеточной инженерии.  — Минск: Белорусский государственный университет, 2018. — С. 198-200. ISBN 978-985-566-567-1
  8. Койкова Э.И. Применение интерактивных методов обучения в современном высшем учебном заведении // Гуманитарные науки. 2019. №3 (35). С.56-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26591613
  9. Буравкова А.Г., Демьянова О.Б. Ситуационные задачи как способ формирования клинического мышления врача // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 41-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21283220
  10. AASZEX, DOI: 10.22448/AMJ.2019.4.85-86
  11. ., Катарбаев А.К., Мухалиев Е.Е. Интеграция компьютерных возможностей, информационно-коммуникационных и интернет-технологий в медицинском образовании // Вестник КазНМУ. 2017. №1.  С.482-485. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35016439
  12.  Мирзабекова О.В., Соболева В.В., Агафонова И.А. Формирование проектной деятельности при обучении физике студентов инженерно-строительных специальностей // Человек и образование. 2013.  № 1(34). С.113-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19021245
  13. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-4. С. 563-564. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25386825
  14. Куликова Т.А., Дьяченко А.Ю.  Организация образовательной деятельности студентов с использованием интерактивных средств обучения // KANT. 2017. № 2 (23). С. 42-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29655107
  15. Михеев А.Е., Фохт О.А., Хайт И.Л. Трансформация роли МИС. От автоматизации деятельности отдельной МО к управлению крупным лечебно-профилактическим объединением средствами МИС // Врач и информационные технологии. 2020. № 5. С.51-61. EDN: ZGYFBX, DOI: 10.37690/1811-0193-2020-5-51-61

Библиографическая ссылка: Антонова Е.М. Медицинская информатика: влияние времени, проблемы и возможные пути решения // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 18-27. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.02