ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю., Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

ЦИФРОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ

УДК 372.8

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.01

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.3 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

2Амурская государственная медицинская академия

3Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Проблема подготовки кадров среднего профессионального медицинского образования является полиаспектной. Необходима не только подготовить к решению профессиональных задач, но и сформировать, так называемую функциональную компетентность. Одним из компонентов такого рода компетентности является финансовая и цифровая грамотности. Финансовая грамотность позволит индивидууму ориентироваться в мире предоставляемых финансовых услуг и сервисов, не стать объектом финансового мошенничества и не подвергнуться риску быть обманутым. Цифровая грамотность позволяет выпускнику медицинского колледжа не только использовать цифровые технологии в повседневной жизни, но и эффективно решать профессиональные задачи, направленные на улучшение качества оказываемых медицинских услуг. Необходимость формирования цифровой и финансовой грамотности отмечалась неоднократно множеством исследователей и подтверждена нами в ходе констатирующего эксперимента. Основной целью нашего исследования являлось разработка курса финансовой и цифровой грамотности для студентов медицинских колледжей и факультетов среднего профессионального медицинского образования. Используя результаты обобщения ответов экспертов в данных предметных областях на вопросы полуструктурированного интервью и перекрестного опроса, нами были выделены тема и разделы курса, наиболее эффективные формы и методы обучения, место и объем дисциплины «Основы финансовой и цифрой грамотности». По мнению экспертов содержание дисциплины должны составлять такие темы как «Значимость цифровизации здравоохранения», «Цифровые сервисы и системы», «Системы искусственного интеллекта», «Банки. Банковские услуги», «Риски в мире денег: как защититься от разорения». Наиболее результативными методами обучения были определены «мозговой штурм», практико-ориентированный и ситуационный подходы.

Ключевые слова: финансовая и цифровая грамотность, обучение студентов медицинских колледжей.

Список источников:

  1. Антонова Е.М. Цифровизация мирового здравоохранения как драйвер стратегии обучения студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.141-151. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.12
  2. Kuhn S., Kadioglu D., Deutsch K.  Data literacy in der medizing // Onkologe. 2018. № 24 (5). С. 368-377.
  3. Покидова А.В. Искусственный интеллект в медицине //Достижения науки и образования. 2018. №1 (23). С. 9-11 DOI: http://doi.org/10.14357/20790279200310
  4. Алексеева М.Г., Зубов А.И., Новиков М.Ю. Искусственный интеллект в медицине // Международный научно-исследовательский журнал. 2022.  №7-2 (121). С. 10-13. DOI: http://doi.org/10.23670/IRJ.2022.121.7.038
  5. Burmann A., Tischler M., Faßbach M. The Role of Physicians in Digitalizing Health Care Provision: Web-Based Survey Study // JMIR Med Inform. 2021. Vol. 9(11). e31527.  DOI: http://doi.org/10.2196/31527
  6. Введенский А.И., Зудин А.Б. Отношение врачей к телемедицине // Вестник Авиценны. 2021. № 23(4). С.510-519. DOI: http://doi.org/10.25005/2074-0581-2021-23-4-510-519
  7. Федык Л.А., Пундель И.С., Расоева Е.В. Телемедицина сегодня // Компетентность. 2020. № 9-10. С. 60-63. DOI: http://doi.org/10.24412/1993-8780-2022-9-10-60-63
  8. Poncette A., Glauert D.L., Mosch L. Undergraduate Medical Competencies in Digital Health and Curricular Module Development: Mixed Methods Study // J Med Internet Res. 2020. Vol. 22(10). e22161. DOI: http://doi.org/10.2196/22161
  9. Коваль А.Н., Коваль Ю.Н. Финансовая грамотность населения России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № (1-1). С. 106-108. DOI: http://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-1-183-106-108
  10. Аблаев И.М., Хабибов Б.С. Основные проблемы и эффективность борьбы с финансовым мошенничеством в России // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2022. № 20. С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49575812
  11. Komorowski M. Clinical management of sepsis can be improved by artificial intelligence: yes // Intensive Care Med. 2020. Vol. 46(2). С. 375-377. DOI: http://doi.org/10.1007/s00134-019-05898-2 
  12. Koehler F., Koehler K., Deckwart O. Efficacy of telemedical interventional management in patients with heart failure (TIM-HF2): a randomised, controlled, parallel-group, unmasked trial // Lancet. 2018. No. 392(10152). С. 1047-1057. DOI: http://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)31880-4  
  13. Gagnon M., Ngangue P., Payne-Gagnon J. m-Health adoption by healthcare professionals: a systematic review // J Am Med Inform Assoc. 2016. Vol. 23(1). С.212-220. DOI: http://doi.org/10.1093/jamia/ocv052  
  14. Zhou L., Parmanto B., Joshi J. Development and Evaluation of a New Security and Privacy Track in a Health Informatics Graduate Program: Multidisciplinary Collaboration in Education // JMIR Med Educ. 2018. Vol.  4(2). e19. DOI: http://doi.org/10.2196/mededu.9081
  15. Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ.  2021.  № 4.  С.595-605. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55
  16. Chandrashekar P. A digital health preclinical requirement for medical students //Acad Med. 2019. Vol. 94(6). С. 749. DOI: http://doi.org/10.1093/jamia/ocv052
  17. Brunner M., McGregor D., Keep M. An eHealth Capabilities Framework for Graduates and Health Professionals: Mixed-Methods Study //J Med Internet Res. 2018. Vol. 20(5). e10229. DOI: http://doi.org/10.2196/10229
  18. Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. №5 (125), С.78-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44030989

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю., Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Цифровая и финансовая грамотность: практика внедрения // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 7-17. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.01