Ланина С.Ю., Плащевая Е.В., Иванчук О.В.
ЦИФРОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
УДК 372.8
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.01
Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.3 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru
1Благовещенский государственный педагогический университет
2Амурская государственная медицинская академия
3Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация. Проблема подготовки кадров среднего профессионального медицинского образования является полиаспектной. Необходима не только подготовить к решению профессиональных задач, но и сформировать, так называемую функциональную компетентность. Одним из компонентов такого рода компетентности является финансовая и цифровая грамотности. Финансовая грамотность позволит индивидууму ориентироваться в мире предоставляемых финансовых услуг и сервисов, не стать объектом финансового мошенничества и не подвергнуться риску быть обманутым. Цифровая грамотность позволяет выпускнику медицинского колледжа не только использовать цифровые технологии в повседневной жизни, но и эффективно решать профессиональные задачи, направленные на улучшение качества оказываемых медицинских услуг. Необходимость формирования цифровой и финансовой грамотности отмечалась неоднократно множеством исследователей и подтверждена нами в ходе констатирующего эксперимента. Основной целью нашего исследования являлось разработка курса финансовой и цифровой грамотности для студентов медицинских колледжей и факультетов среднего профессионального медицинского образования. Используя результаты обобщения ответов экспертов в данных предметных областях на вопросы полуструктурированного интервью и перекрестного опроса, нами были выделены тема и разделы курса, наиболее эффективные формы и методы обучения, место и объем дисциплины «Основы финансовой и цифрой грамотности». По мнению экспертов содержание дисциплины должны составлять такие темы как «Значимость цифровизации здравоохранения», «Цифровые сервисы и системы», «Системы искусственного интеллекта», «Банки. Банковские услуги», «Риски в мире денег: как защититься от разорения». Наиболее результативными методами обучения были определены «мозговой штурм», практико-ориентированный и ситуационный подходы.
Ключевые слова: финансовая и цифровая грамотность, обучение студентов медицинских колледжей.
Список источников:
- Антонова Е.М. Цифровизация мирового здравоохранения как драйвер стратегии обучения студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.141-151. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.12
- Kuhn S., Kadioglu D., Deutsch K. Data literacy in der medizing // Onkologe. 2018. № 24 (5). С. 368-377.
- Покидова А.В. Искусственный интеллект в медицине //Достижения науки и образования. 2018. №1 (23). С. 9-11 DOI: http://doi.org/10.14357/20790279200310
- Алексеева М.Г., Зубов А.И., Новиков М.Ю. Искусственный интеллект в медицине // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №7-2 (121). С. 10-13. DOI: http://doi.org/10.23670/IRJ.2022.121.7.038
- Burmann A., Tischler M., Faßbach M. The Role of Physicians in Digitalizing Health Care Provision: Web-Based Survey Study // JMIR Med Inform. 2021. Vol. 9(11). e31527. DOI: http://doi.org/10.2196/31527
- Введенский А.И., Зудин А.Б. Отношение врачей к телемедицине // Вестник Авиценны. 2021. № 23(4). С.510-519. DOI: http://doi.org/10.25005/2074-0581-2021-23-4-510-519
- Федык Л.А., Пундель И.С., Расоева Е.В. Телемедицина сегодня // Компетентность. 2020. № 9-10. С. 60-63. DOI: http://doi.org/10.24412/1993-8780-2022-9-10-60-63
- Poncette A., Glauert D.L., Mosch L. Undergraduate Medical Competencies in Digital Health and Curricular Module Development: Mixed Methods Study // J Med Internet Res. 2020. Vol. 22(10). e22161. DOI: http://doi.org/10.2196/22161
- Коваль А.Н., Коваль Ю.Н. Финансовая грамотность населения России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № (1-1). С. 106-108. DOI: http://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-1-183-106-108
- Аблаев И.М., Хабибов Б.С. Основные проблемы и эффективность борьбы с финансовым мошенничеством в России // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2022. № 20. С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49575812
- Komorowski M. Clinical management of sepsis can be improved by artificial intelligence: yes // Intensive Care Med. 2020. Vol. 46(2). С. 375-377. DOI: http://doi.org/10.1007/s00134-019-05898-2
- Koehler F., Koehler K., Deckwart O. Efficacy of telemedical interventional management in patients with heart failure (TIM-HF2): a randomised, controlled, parallel-group, unmasked trial // Lancet. 2018. No. 392(10152). С. 1047-1057. DOI: http://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)31880-4
- Gagnon M., Ngangue P., Payne-Gagnon J. m-Health adoption by healthcare professionals: a systematic review // J Am Med Inform Assoc. 2016. Vol. 23(1). С.212-220. DOI: http://doi.org/10.1093/jamia/ocv052
- Zhou L., Parmanto B., Joshi J. Development and Evaluation of a New Security and Privacy Track in a Health Informatics Graduate Program: Multidisciplinary Collaboration in Education // JMIR Med Educ. 2018. Vol. 4(2). e19. DOI: http://doi.org/10.2196/mededu.9081
- Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С.595-605. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55
- Chandrashekar P. A digital health preclinical requirement for medical students //Acad Med. 2019. Vol. 94(6). С. 749. DOI: http://doi.org/10.1093/jamia/ocv052
- Brunner M., McGregor D., Keep M. An eHealth Capabilities Framework for Graduates and Health Professionals: Mixed-Methods Study //J Med Internet Res. 2018. Vol. 20(5). e10229. DOI: http://doi.org/10.2196/10229
- Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. №5 (125), С.78-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44030989
Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю., Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Цифровая и финансовая грамотность: практика внедрения // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 7-17. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.01