ISSN 2409-7616

Лихачева О.Н., Петров И.Ф., Петрова С.И.

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОМ ПОДХОДЕ В ПЕДАГОГИКЕ [In English]

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.49

Лихачева О.Н.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Петров И.Ф.1 (Краснодар, Россия) — igorpetroff@yandex.ru, Петрова С.И.1 (Краснодар, Россия) — sofiapetroff@yandex.ru

1Академия ИМСИТ

Аннотация. Российская методика преподавания иностранных языков пережила множество этапов, было и развитие, и падение, и определенный застой, инерция, но все же постепенно исследователи пришли к тому, что та методология, которая была приемлема, например, для советского общества, закрытого, удаленного от широкого международного пространства, несколько не вписывается в современные реалии иноязычного образования. Ученые – методисты приходят постепенно к выводу, что коммуникация – это то, для чего изучается иностранный язык, без нее нет необходимости его освоения, дабы он не является мертвым, как, например, латинский. Иностранный язык должен быть впитан обучаемыми, воспринят, как данность, необходимость перехода на более высокий уровень, как средство достижения поставленных высоких целей совершенствования, развития, служения своей стране, семье и обществу. Однако зачастую, как показывает практика работы в вузе и непосредственное общение со студентами, иностранный язык скорее вызывает у них некоторую оскомину, неприязнь. Это продиктовано, по большей части, отсутствием мотивационной составляющей к его изучению, а также несовершенными методиками обучения, которыми до сих пор по инерции пользуются школьные учителя и не гнушаются вузовские преподаватели. Коммуникативный подход является в данном контексте наиболее приемлемой технологией, которая позволяет поменять отношение обучаемых к иностранному языку, сделать академический процесс более интересным и эффективным, а результат успешным.  Предметом исследования является коммуникативный подход в вузовском образовательном процессе. Объектом исследования представлены механизмы коммуникативного подхода при обучении и изучении иностранного языка в современных реалиях. Актуальность исследования заключается в настоятельной необходимости применения коммуникативной технологии для получения более качественного результата иноязычного образовательного процесса в университетских реалиях.  Новизна исследования заключается в разработке ряда рекомендаций по применению коммуникативного подхода в современном вузе. Работа рекомендована преподавателям, методистам, студентам, аспирантам и широкому кругу лиц, заинтересованных в качественном и эффективном преподавании иностранного языка в вузе.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, общение, эффективность, иностранный язык, коммуникативный подход, мотивация, современное общество, культура.

Список источников:

  1. Татаринцева Н.Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно–методическая система: монография / Н.Е. Татаринцева; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 150 с.
  2. Белякова Е.Г. Захарова И.Г. Взаимодействие студентов ВУЗа с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т.21, №3. С.77-105. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=37312421
  3. Царенкова Ю. В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. Открытый урок. 2008. [Электронный ресурс]. — URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/turbo/urok.1sept.ru/s/articles/506871 (Дата обращения: 01.05. 2023)
  4. Шестаков Ю.А., Павлов Д.А. Патриотическое воспитание в постсоветской России в ракурсе нормотворчества // Известия высших учебных заведений.  Социология. Экономика, Политика. 2016. № 3. С.59-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26726967
  5. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения //  Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. №2. С. 34-38. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42897036
  6. Лихачева О.Н. Некоторые особенности современного подхода при обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку в свете коммуникативной компетенции // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. № 3. С.138-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25793643
  7. .Лихачева О.Н. К вопросу о формировании и развитии дискурсивной компетенции студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 1. С.97-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29953561
  8. Бырдина О.Н., Юринова Е.А., Долженко С.Г. Формирование иноязычной профессионально – коммуникативной компетенции у студентов педагогического ВУЗа посредством CLIL // Образование и наука. 2020. Т.22, №7. С.71-100. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=43898804 
  9. Шилович О.Б. Особенности обучения гуманитарным дисциплинам в дистанционном контексте // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 2. С.118-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43021685
  10. Шилович О.Б. Особенности педагогического взаимодействия в рамках современного технического вуза // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 2. С.126-133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43021686
  11. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. — М.: Либроком, 2020. — 334 с.
  12. Петров И.Ф. Потребностное содержание личности: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. №2 (50). С.167-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17760250
  13. Петрова С.И. Актуальные проблемы изучения социальной среды // Вестник ИМСИТ. 2017, №1 (69). С. 21-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29028298
  14. Афанасьева И.В. Закономерности организации и методология структурирования учебно-познавательного процесса в условиях высшего образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т.4, № 3. С.53-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47888201
  15. Нечаев М.П. Теоретические концепции воспитания в развитии воспитательного потенциала образовательной среды // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т.4, № 2. С.19-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46460888

Библиографическая ссылка: Лихачева О.Н., Петров И.Ф., Петрова С.И. К вопросу о коммуникативном подходе в педагогике // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 562-571. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.49