ISSN 2409-7616

Кулинская Е.В., Меллех Т.Х., Бесчаскина Н.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.42

Кулинская Е.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — kulinsk1@mail.ru, Меллех Т.Х.1 (Санкт-Петербург, Россия) — emellekh@rambler.ru, Бесчаскина Н.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — n.v.bes@yandex.ru

1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Аннотация. В статье рассматривается балльно-рейтинговая система (БРС) как новая форма оценки знаний обучающихся, при которой студент может самостоятельно контролировать процесс своего обучения и степень усвоения учебного материала. Авторами рассмотрены различные определения БРС и способы ее применения. Подчеркнута актуальность введения системы прежде всего для студентов заочной и очно-заочной форм обучения. По специфике данных форм, большую часть материала обучающиеся осваивают самостоятельно, следовательно, необходимо не только позволить преподавателю оценивать знания, но и дать обучающимся возможность самообследования уровня знаний на любом этапе обучения. Научная новизна работы заключается в разработке и апробации оптимальной для технического университета БРС для оценки знаний студентов заочной и очно-заочной форм обучения и в рассмотрении различных вариантов критериев для получения итоговой оценки «удовлетворительно» и выше. БРС использована не только как система оценивания и контроля знаний, но и как мотивирующий компонент обучения. Предлагаемая система решает ряд важных задач при организации учебного процесса: стимулирует студентов на своевременное выполнение заданий в течение всего семестра; даёт возможность оценить каждый из видов внеаудиторной работы студента; даёт комплексную оценку знаний студентов как в процессе, так и по итогам обучения. Правильная организация БРС даёт возможность повысить мотивацию студентов к систематической и качественной работе в течение всего периода обучения по дисциплине. Даже если целью обучающегося будет только набор минимального балла для зачета, ему придётся освоить необходимый минимум материала. Обзор представленного опыта при внедрении БРС в очно-заочную и заочную формы обучения в техническом ВУЗе позволит учесть и усовершенствовать модель оценивания результатов усвоения учебного материала в других учебных заведениях, а также рассматривать мотивирующую составляющую учебного процесса.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, БРС, заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения.

Список источников:

  1. Зубова Л.В., Ренер Е.И., Рожина Т.Д. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 53–60. EDN: XACBSZ, DOI: 10.26170/po16-10-09
  2. Борковская В.Г., Ковалев А. С. Балльно-рейтинговая система оценки студентов как инструмент повышения качества высшего образования Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10, № 1. С. 1–9. DOI: 10.22227/2305-5502.2020.1.7
  3. Кирк Я.Г., Кулинская Е.В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, № 3. С. 39–45. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.3.7
  4. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116–125. EDN: YPSTEJ, DOI: 10.26170/po17-05-19
  5. Кочетова И.В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе // Учебный эксперимент в образовании. 2016. № 1. С. 17–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25625935
  6. Крамер С.М., Горина Ю.Е., Хомякова Н.В. О создании и введении балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний и достижений студентов в Университете машиностроения // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5, № 22. С. 194–199. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23028576
  7. Маркова С.В., Ханды М.В., Аммосова А.М. Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине «Педиатрия» // Вестник Северо-восточного федерального университета имени М. К. Амосова. Серия «Медицинские науки». 2017. № 1 (06). С. 71–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28879373
  8. Сокова, И. А. Балльно-рейтинговая система для обучающихся заочной формы при дистанционной поддержке обучения [Текст] / И. А. Сокова // Kant. — 2017. — № 3 (24). — С. 52–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30028067
  9. Ваганова В.Г. Организация балльно-рейтингового контроля при обучении физике в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405909
  10. Новикова Е.Ю. Балльно-рейтинговая оценка: мнение студентов // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 132–136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20159468
  11. Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П. Формы контроля, учета и оценки компетенций // Инновационная наука. 2016. № 10–2. С. 207–212. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27195523
  12. Борщенко Г.М. Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16, № 3 (56). С. 317–335. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-317-335
  13. Клюева Е.Г., Терехов А.Г. Роль балльно-рейтинговой системы в учебно-познавательной деятельности студентов медицинского вуза // Innova. 2021. № 4(25). С. 24–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47689811
  14. Сиренко С.Н. Тестирование в системе методов контроля и оценки знаний в современном вузе // Инновационные образовательные технологии. 2010. № 2 (22). С. 44–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28856983
  15. Смык А.Ф., Гусева Е.А. Компьютерное тестирование как средство повышения качества образования по физике // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. № 1 (40). С. 3–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23057910
  16. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8–9. С. 56–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46580400

Библиографическая ссылка: Кулинская Е.В., Меллех Т.Х., Бесчаскина Н.В. Перспективы применения балльно-рейтинговой системы при обучении студентов очно-заочной формы обучения в техническом вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (35). C. 475-487. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.42