ISSN 2409-7616

Хадикова И.М., Скаев А.Г.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 371.113

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.41

Хадикова И.М.1 (Владикавказ, Россия) — InesaInesa@yandex.ru, Скаев А.Г.1 (Владикавказ, Россия) — skaev.avraam.98@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Происходящие в нашей стране многочисленные преобразования системы образования носят комплексный характер и требуют широкомасштабного внедрения инноваций, формирования новой политики образовательной организации, ориентированной на повышение качества образования и конкурентоспособности самой организации. Эти задачи должны быть реализованы путем формирования новой мировоззренческой культуры руководителей образовательной организации. Инновационные процессы, происходящие в образовании, затрагивают вопрос формирования личностной и инновационной компетентности руководителя, его постоянного самообразования, способности к всесторонней рефлексии и т.д. Инновационная активность руководителя определяет динамику образовательных технологий, гарантирует принятие быстрых и эффективных решений, определяет уровень и стабильность развития образовательной организации. Таким образом, важной задачей становится формирование нового типа руководителя, обладающего инновационно-управленческой компетентностью. В статье рассматриваются проблемные аспекты, обусловленные повышением требований к уровню управленческой компетентности современного руководителя образовательной организации, проводится комплексный анализ управленческой компетентности руководителя, методов и способов его формирования и развитие, уровня организационной культуры организации, а также исследуется их взаимосвязь, путем использования разнообразных методик. Рассматривается проблема, обусловленная требованиями к управлению образованием, выдвигаемыми современной цифровой образовательной средой, что, в свою очередь, требует поиска новых подходов к формированию и развитию управленческой компетентности у руководителей образовательных организаций. Основное внимание в статье уделяется проблеме формирования управленческой компетентности руководителя образовательной организации. В выводах говориться о том, что управленческая компетентность руководителя образовательной организации является сложной структурой, которая определяет эффективность всего образовательного учреждения.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, управленческая компетентность руководителя, эффективное управление, профессиональная компетентность, системный подход, профессионализм современного руководителя.

Список источников:

  1. Бекоева М.И., Амбалова С.А., Тахохов Б.А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 6. С. 59-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655292
  2. Войтикова М.А Управленческая компетентность руководителя как условие эффективного управления образовательной организацией // Заметки ученого. 2020. № 10. С. 111-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44446042
  3. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно-управленческих навыков В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова — Ульяновск: SIMJET, 2015. — С. 158-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23347270
  4. ГришинаО.А. Психолого-педагогический инструментарий формирования профессиональной компетенции управленческих кадров образовательных организаций // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2017. №3-4(45). С.25-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35127144
  5. Даньшина Е.А. Факторы формирования и развития профессиональной компетенции руководителя образовательной организации в современных условиях // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2018. № 2 (48). С. 6-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36997708
  6. Донина И.А., Заусалина А.Л., Донина Е.Е. Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного руководителя образовательной организации // Научный альманах. 2017. №7-1(33). С.77-80. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29864651
  7. Колиогло Н.В. Формирование и развитие управленческой компетентности у руководителей образовательных организаций В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник научных трудов. — Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. — С. 698-704. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50102610
  8. Морозов А.В. Специфические особенности реализации компетентностного подхода в условиях цифровизации образовательного пространства // В сборнике: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития //Сборник материалов IV Международного симпозиума психологов. — Рязань: Академия ФСИН России, 2022. С.237-241. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49312294
  9. Мясоедова Е.А., Томилина Н.В. Модульно-накопительная персонифицированная модель повышения квалификации в системе непрерывного профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2014. №26. С. 109-124. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23137150
  10. Попкова А.А., Третьякова О.В. Компетентность современного руководителя образовательной организации: диагностический инструментарий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1488-1494. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325234
  11. Санько А.М., Соловова Н.В. Формирование управленческой компетентности специалистов организаций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2 (113). С. 50-58. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43064875
  12. Скунова Л.А. Психолого-педагогический инструментарий формирования профессиональной компетенции управленческих кадров образовательных учреждений // Вестник непрерывного образования. 2016. №2. С.42-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27808472
  13. Соловова Н.В., Никулина И.В., Новоселова О.В., Санько А.М. Инновационные технологии управления персоналом образовательной организации высшего образования в условиях институциональных изменений. — Самара: СНИУ им. С.П. Королева, 2017. — 322 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32396982
  14. Таюрский А.И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №1 (79). С. 5-7. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11773349
  15. Хадикова И.М., Гусова А.А., Бицоева Э.И. Психолого-педагогические аспекты имиджа руководителя современной образовательной организации // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 162-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134210

Библиографическая ссылка: Хадикова И.М., Скаев А.Г. Управленческая компетентность руководителя современной образовательной организации // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (35). C. 465-474. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.41