ISSN 2409-7616

Иванчук О.В., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю.

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТОМАТОЛОГОВ

УДК 372.8

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.36

Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Ланина С.Ю.3 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Амурская государственная медицинская академия

3Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Сегодняшние реалиидемонстрируют стремительные изменения на рынке технологий и сервисов, социально-экономические изменения и изобилие информации, в том числе в области медицины и здравоохранения. Несомненно, развитие информационных и цифровых технологий в области медицины и здравоохранении направлены на улучшения качества медицинской помощи. Высокотехнологичные диагностика и лечение, медицинские информационные системы. позволяющие принимать решения в условиях неопределенности — все это необходимые компоненты современного процесса оказания медицинской помощи. Поэтому, будущие врачи должны быть готовы решать профессиональные задачи с применением информационных технологий. Традиционно, данная задача реализуется в рамках дисциплины «Медицинская информатика». К сожалению, студенты медицинских не осознают важность изучения медицинской информатики. В рамках педагогического эксперимента нами был разработан курс медицинской информатики, содержащий информацию о передовых, инновационных медицинских технологиях, применяемых в стоматологии. Содержание дисциплины составляли также передовые знания и навыки в области архитектуры медицинских информационных систем, применяемых в стоматологии, представление и кодирование медицинских данных и записей, систем, основанных на технологиях искусственного интеллекта. Данный курс был внедрен в практику двух университетов. По завершению курса было проведено анкетирование студентов с целью оценки понимания студентами-стоматологами важности изучения медицинской информатики для осуществления будущей профессиональной деятельности. Обобщение результатов показало, что количество уверенных в значимости медицинской информатики для профессиональной деятельности возросло после завершения изучения дисциплины, а также наблюдались случаи значительных различий между ответами студентов РФ и иностранных студентов.

Ключевые слова: медицинская информатика, обучение будущих стоматологов.

Список источников:

  1. Allabun S.M. The Understanding of Medical Informatics among Dental and Medical Students // Biomed Res Int. 2022. ID 5141568. DOI: http://dx.doi.org/10.1155/2022/5141568    
  2. Турчина Ж.Е., Бакшеева С.Л., Вахрушева Н.П. Роль медицинской информатики в профессиональной подготовке медицинских специалистов // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 130-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45723144
  3. Li Y.  The current situation and future prospects of simulators in dental education // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23, No. 4. ID e23635. DOI: http://dx.doi.org/10.2196/23635
  4. Coutinho D.A., Murthy A.K., Manjunath C. Dental informatics: Current challenges and expanding opportunities in India // Int J Appl Dent Sci. 2020. Vol. 6(3). P. 366-369.
  5. Hersh W. A stimulus to define informatics and health information technology // BMC Medical Informatics and Decision Making2009. Vol. 9(1). P. 24. DOI: http://dx.doi.org/0.1186/1472-6947-9-24  
  6. Badr M., Al-Otaibi S., Alturki N. Deep learning-based networks for detecting anomalies in chest X-rays //Bio Med Research International. 2022. P. 1-10. DOI: http://dx.doi.org/10.1155/2022/7833516  
  7. Soliman E.S., Allabun S., Algenaimi E. The relationship between alexithymia and internet addiction among university students in the Kingdom of Saudi Arabia // International Journal of Medicine in Developing Countries. 2021. Vol. 5(2). P. 433–438. DOI:10.24911/IJMDC.51-1601559603
  8. Niehaus W. Informatics and Technology in Resident Education // PM R. 2017. Vol. 5. С.118-126. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.pmrj.2017.02.010 
  9. Badgett R.G., Paukert J.L. Levy L.S. Teaching clinical informatics to third-year medical students: negative results from two controlled trials // BMC Med Educ. 2021. Vol. 3. https://doi.org/10.1186/1472-6920-1-3
  10. Bernstam E.V., Smith J.W., Johnson T.R. What is biomedical informatics? // J Biomed Inform. 2010. Vol. 43(1). P. 104. DOI: 10.1016/j.jbi.2009.08.006
  11. Shortliffe E.H., Chiang M.F. Biomedical data: Their acquisition, storage, and use Biomedical informatics: Computer applications in health care and biomedicine. — Cham -: Springer International Publishing, 2021.  — P. 45-75.
  12. Глухих С.И., Андреева А.В. Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 95-99. EDN: YUKHLV, DOI: 10.26170/po18-12-14
  13. Chipps J., Le Roux L., Agabus J. Nursing informatics skills relevance and competence for final year nursing students // Curationis. 2022 Vol. 21, No. 45(1). DOI: http://dx.doi.org/10.4102/curationis.v45i1.2277
  14. Guerra D. Teaching Clinical Informatics in a Concept-Based Flipped Classroom // Nurse Educator 2019. Vol. 44(3). P. 129-131. DOI: http://dx.doi.org/10.1097/NNE.0000000000000586
  15. Jen M.Y., Mechanic O.J., Teoli D. InformaticsIn: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing, 2023. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470564/
  16. Shortliffe E. H., Chiang M. F. Biomedical informatics: The science and the pragmatics // Biomedical informatics: Computer applications in health care and biomedicine. — Cham: Springer International Publishing, 2021. — 464 p.
  17. Бородин Е.А. Персонифицированная медицина и биоинформатика // Амурский медицинский журнал 2018. №4(24). С. 77-80. EDN: YSZLAT, DOI: 10.22448/AMJ.2018.4.77-80

Библиографическая ссылка: Иванчук О.В., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю. Медицинская информатика в системе подготовки стоматологов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 411-420. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.36