ISSN 2409-7616

Кочисов В.К., Гогицаева О.У.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.35

Кочисов В.К.1 (Владикавказ, Россия) — kotisov@yandex.ru, Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — gogitsaeva@yandex.ru 

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Патриотическое воспитание личности граждан России относится к таким системообразующим факторам, как планомерное, поступательное социально-экономическое и политическое развитие страны. Патриотическое воспитание – долгая планомерная и тщательная работа не только различных институтов гражданского общества, но и семьи, которая направлена на формирование и повышение у граждан патриотического сознания. Данная работа должна быть организована и проводится в комплексе. Реалии современного мира таковы, что обильное наличие в открытом доступе информационных потоков несущих в себе не только полезную и необходимую информацию, но и «плохой» контент, который негативно воздействует на не до конца сформированное сознание младших школьников. Исходя из вышесказанного, исследование данной проблематики является более чем актуальным, так как обострение проблемы патриотизма под воздействием различных внешних негативных факторов требует необходимости принятия адекватных мер с целью нивелировать это воздействие. Несомненно, большую роль в этом направлении играет семья, но развитие патриотизма также является одной из задач образовательных учреждений, и педагогов, в частности. Одним из инструментов, имеющихся в распоряжении у педагогов, привития младшим школьникам патриотических качеств является проектная деятельность. Патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Основная задача патриотического воспитания – формирование у подрастающего поколением социального опыта, наследование духовного достояния российского народа, развитие у них, вне зависимости от нации, таких черт гражданина Российского государства, как развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуре. Данная задача должна конкретизироваться через систему воспитательных задач, общих не только для учебно-воспитательных учреждений, но и для всего общества в целом.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, семья, проектная деятельность, духовность, нравственность.

Список источников:

  1. Андриенко О.А., Безенкова Т.А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 39-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41122227
  2. Блягоз Н.Ш., Кулаков А.А., Чуриков Ю.С. Аспекты патриотического воспитания современной молодежи: состояние проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №3 (243). С. 19-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41177098
  3. Быков А.К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // ЦИТИСЭ. 2020. № 3. С.179-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44064974
  4. Герасимов С. А. Воспитание толерантности у младших школьников: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 315 с.
  5. Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5. С.8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45847840 
  6. Дербеденева М.А., Горшенина С.Н. Учебно-исследовательский проект в формировании основ патриотизма у младших школьников // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». 2022. № 1-2. С. 198-202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50312406
  7. Захарова Н.В., Михайлова И.И. Использование метода проектов в воспитании духовности, нравственности и патриотизма младших школьников // Проблемы педагогики. 2018. №3(35). С. 60-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34994468
  8. Иванов А.В. Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в России // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 16-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50750090
  9. Козлова Т.В. Патриотическое воспитание младших школьников на основе усвоения знаний о своей родине и родном крае // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 664-666. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17241465
  10. Колесникова Т.М., Колесникова А.Д., Пакликов Р.И. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности на основе использования краеведческого материала // Ростовский научный вестник. 2022. № 8. С. 20-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49367925
  11. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Сущность понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 3-3. С. 48-54. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44528964
  12. Лабыгина А.В. Концепции гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей отечественной педагогической мысли XIX века // Проблемы современного образования. 2021. № 2. С. 114-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46100497
  13. Миронова М.А., Заббарова М.Г. Патриотическое воспитание младших школьников в поликультурной образовательной среде // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 2-1 (77). С. 134-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50379443
  14. Першина З.С. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: основные подходы и задачи // Academy. 2021. № 3 (66). С. 33-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46123353
  15. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. С. 299-302. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23151170
  16. Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М., Добродомов Р.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14). C. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217407

Библиографическая ссылка: Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 402-410. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.35