ISSN 2409-7616

Закиева Р.Р.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.31

Закиева Р.Р.1 (Казань, Россия) — rafina@bk.ru

1Казанский государственный энергетический университет

Аннотация. Одно из главных направлений модернизации системы образования России – популяризация инженерных профессий. «Запущены» немало федеральных проектов ориентированных на комплексную модернизацию университетов, их образовательных процессов и полного перехода в цифровое образовательное пространство. Целью данной статьи является проведение анализа системы управления качеством образования в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) при реализации государственной программы поддержки «Приоритет-2030». В первую очередь КГЭУ ориентирован на тесное сотрудничество с промышленностью с точки зрения выдвижения фронтальных инженерных задач и подготовки в рамках этих решений инженеров нового поколения. Для этих целей созданы и действуют механизмы внутренней независимой оценки качества образования. Независимая оценка обеспечивается путем защит стартапов, проектов и реальных кейсов от профильных организаций и предприятий, диагностики степени освоения заложенных в программу компетенций. Ключевое новшество – это подготовка компетентностных специалистов, готовых создавать инженерный «продукт» по своему направлению (профилю) подготовки. Компетентностный специалист рассматривается по четырем критериям: мотивационно-смысловой (определение «значимого» для личности, его смысловая сфера), когнитивный (знание основ инженерной деятельности); деятельностно-практический (опыт решения профессиональных задач) и профессионально-рефлексивный (самооценка, самоконтроль и самодисциплина). Выделены три шкалы оценки: низкий (неполное и неустойчивое проявление признаков компетентности), средний (готовность к решению знакомых типовых задач), высокий (творческий уровень инженерной деятельности). Основными подходами явились: интегративный, компетентностный, кибернетический, деятельностный и личностно-ориентированный. Можно сделать вывод о том, что КГЭУ современный, прогрессивный университет, который стремится занять лидирующие позиции в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны в условиях быстро меняющегося мира.

Ключевые слова: управление качеством, технический университет, профессиональное образование, компетентность инженера, интегративная оценка, студент.

Список источников:

  1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф.Дж. Альтбах. — М.: Высшая школа экономики, 2018. — 547 с. ISBN978-5-7598-1712-3
  2. Байрнс У.Дж. Менеджмент и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. И. Чубарова. — М.: Высшая школа экономики, 2020. — 624 с. ISBN978-5-7598-1102-2
  3. Гарафутдинова Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки [Электронный ресурс]. — URL: https://omsu.ru/vestnik/articles/y1998-i1/a076/article.html    (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  4. Мезенцева А.И. Методика формирования конкурентоспособности специалиста технического профиля средствами иностранного языка // АНИ: Педагогика и психология. 2019.  Т. 8, № 1(26).  С. 196-202. EDN: EWZGSZ, DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0049
  5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. О необходимости перехода современной системы дополнительного профессионального образования в пространство опережающего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2022.  № 2 (46).  С. 112-118. EDN: SWEOEZ, DOI: 10.54509/22203036_2022_2_112
  6. Объявление Министерства науки и высшего образования РФ от 24.06.2021 «О проведении отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования». [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/department/643/events/ (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  7. Осмоловская И.М. О методологии междисциплинарных исследований в дидактике // Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 20-29. EDN: BSBLNU, DOI: 10.24412/2071-6427-2022-6-20-29
  8. Отчет о самообследовании Казанского государственно энергетического университа. [Электронный ресурс]. — URL: https://kgeu.ru/Document/GetDocument/0e955e1d-8d10-4a68-a8d3-03b0bb54c321 (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440178/ (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35263 (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  11. Программа развития университета на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030». [Электронный ресурс]. — URL: https://kgeu.ru/Document/GetDocument/98a8205e-5ff7-446f-9a7f-6230208d551e (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  12. Путин заявил о необходимости быстро обеспечить технологический суверенитет РФ /пресс-служба президента РФ/ТАСС. 2023. [Электронный ресурс]. — URL: https://iz.ru/1467060/2023-02-08/putin-zaiavil-o-neobkhodimosti-bystro-obespechit-tekhnologicheskii-suverenitet-rf (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
  13. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. С. 41–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161092
  14. Сериков В.В. О мышлении педагога-исследователя и условиях его развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. С. 55-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48700610.
  15. Караваев А.А., Петрова Л.Г. Междисциплинарный подход как важный аспект подготовки будущих инженеров // Актуальные вопросы образования. 2022. № 2. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49297319.
  16. Driver P. Pervasive Games and Mobile Technologies for Embodied Language Learning // International Journal of Computer Assisted Language Learning and Teaching. 2022.  Vol. 2, No. 4. Р. 23–37. DOI:10.4018/ijcallt.2012100104
  17. Porter M., Victor. E. How Information gives yon competitive advantage // Harvard Business Review. 1998. Vol. 63, No. 4. P. 149-160.
  18. Sarigollu E.Ya., Shi T., Huang R. A qualitative study on internal motivations and consequences of consumer upcycling // Journal of Cleaner Productionthis.  2022.  No. 377. P. 134185-134196. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.134185
  19. Sepasgozar S.R. Digital twin and web-based virtual gaming technologies for online education: a case of construction management and engineering // Appl. Sci. 2020. Vol. 10, No. 13. P. 4678-4681.  DOI: https://doi.org/10.3390/app10134678
  20.  Tinmaz H., Lee J. H. An analysis of users’ preferences on learning management systems: a case on German versus Spanish students // Smart Learn. Environ.  2020. No. 7(30). DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-020-00141-8 

Библиографическая ссылка: Закиева Р.Р. Система управления качеством образования в техническом университете // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 358-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.31