Берман Н.Д., Безматерных К.Л.
ПОДДЕРЖКА САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ В ОНЛАЙН-СРЕДЕ
УДК 378.147
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29
Берман Н.Д.1 (Хабаровск, Россия) — nina.berman@mail.ru, Безматерных К.Л.1 (Хабаровск, Россия) — ks99tef3@gmail.com
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Цифровизация и переход на удаленные способы работы повлияли на жизнь, учебу и работу в 21 веке. Однако начало пандемии COVID-19 спровоцировало еще более сильную, необратимую зависимость от цифровых технологий в целом и в онлайн-образовании в частности. Текущие тенденции в сфере образования свидетельствуют о том, что работа в среде дистанционного обучения становится все более распространенной и со временем может превратиться в новую норму. На этом этапе ожидается, что студенты уже обладают некоторой степенью компетентности для самостоятельной работы. Для эффективного и успешного обучения в онлайн среде требуются навыки саморегулируемого обучения и способности самих студентов контролировать процесс обучения. Переход на дистанционное обучение во время пандемии продемонстрировал, что отсутствие способности к саморегулированию и эффективной работе в новых образовательных условиях вызывает у студентов трудности в обучении. Выбор способов поддержки саморегулируемого обучения студента в онлайн-среде является актуальной задачей и должен проводиться с учетом того, что предоставляемая помощь должна не только технически поддерживать студента в данном учебном контексте, но и способствовать развитию у него навыков саморегуляции и самоэффективности. Целью данной работы является рассмотрение саморегулируемого обучения студентов в онлайн-среде. Саморегуляция и самоэффективность студента при дистанционном обучении становится одним из важных факторов успешной учебной деятельности. Саморегулируемое обучение студентов в онлайн-среде позволяет проявить их способности разрабатывать собственные цели обучения, уметь планировать процесс обучения, эффективно использовать учебный контент и материалы, быть результативным в процессе обучения, а также регулировать и проводить самооценку результатов своего обучения.
Ключевые слова: саморегуляция, саморегулируемое обучение, самоэффективность, онлайн-среда, дистанционное обучение, способов поддержки саморегулируемого обучения, онлайн-образование, мотивация, эмоции, стратегии обучения, цифровые инструменты.
Список источников:
- Albelbisi N. Yusop F. Factors Influencing Learners’ Self –Regulated Learning Skills in a Massive Open Online Course (MOOC) Environment // Turkish Online Journal of Distance Education. 2019. Vol. 20(3). P. 1-16. DOI: https://doi.org/10.17718/tojde.598191
- Carter Jr R.A. Rice M., Yang S. Self-regulated learning in online learning environments: strategies for remote learning // Information and Learning Science. 2020. Vol. 121(5/6). P. 321-329. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0114
- Смирнов А.А., Калинина И.Ф. Онлайн-обучение в университете во время пандемии Covid-19 // Социально-гуманитарные технологии. 2021. № 1 (17). С. 115-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46198279
- Шилко Р. С, Егоров С. Ю. Саморегулируемое обучение в формате массовых открытых онлайн-курсов // В сборнике: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. Материалы научной конференции. — М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. — С. 130-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530260
- Берман Н.Д., Берман А.Ю. Самоэффективность в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 5. С. 10-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38214169
- Devolder A. Braak J. van, Tondeur J. Supporting self-regulated learning in computer-based learning environments: Systematic review of effects of scaffolding in the domain of science education // Journal of Computer Assisted Learning. 2012. Vol. 28. Issue 6. P. 557-573. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2011.00476.x
- Клименских М.В., Лебедева Ю.В., Мальцев А.В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652649
- Bylieva D., Hong J.-C., Lobatyuk V. Self-Regulation in E-Learning Environment // Education Sciences. 2021. Vol. 11. Issue 12. 785. URL: https://doi.org/10.3390/educsci11120785
- Adam N.L., Alzahri F.B., Cik Soh S. Self-Regulated Learning and Online Learning: A Systematic Review. Springer, Cham. 2017. — P. 143-154. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-70010-6_14
- Берман Н.Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43171433
- Родионова Е.В., Конюхова Т.В., Лукьянова Н.А. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17, № 4. С. 126-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50099287
- Бандура А. Теория социального научения // А. Бандура. — СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
- Zimmerman B.J. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: An Overview // Educational Psychologist. 1990. Vol. 25. Issue 1. P. 13-17. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep2501_2
- Zimmerman B.J. Self-regulated learning: Theories, measures, and outcomes // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2015. P. 541–546. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.26060-1
- Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
- Енова И.В. Формирование личностной самоэффективности студентов вуза в процессе обучения: психолого-педагогические аспекты // Образование: традиции и инновации. 2020. № 4 (31). С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46531074
- Корякина Я.В., Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 141-148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38240629
- Pintrich P.R., Zeidner M. Handbook of self-regulation. Elsevier Science & Technology. — Cambridge: Academic Press, 2000. — 816 p. ISBN 9780080533209
- Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview // Theory into Practice. 2002. Vol. 41, Issue 2. P. 64-70. DOI: https://doi.org/10.1207/s15430421tip4102_2
- Winne P.H., Hadwin, A.F. Studying as self-regulated learning. Metacognition in educational theory and practice. Routledge, 1998. pp. 277-304. ISBN 9781410602350
- Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43785034
- Рябова Е.Н., Палибина А.С. Онлайн-обучение в условиях пандемии: проблемы и вызовы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 181-195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45664749
- Аленина Е.А., Барцева К.В., Ли О.В. Уроки пандемии: анализ опыта перехода на онлайн- преподавание в средней школе // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. С. 84-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50359717
- Краснова А.Н. Влияние информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью // Мир педагогики и психологии. 2021. № 6 (59). С. 69-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50359717
- Хуан Р.Х., Лю Д. Цз., Амелина Н.Г. Рекомендации по активному обучению дома в период приостановки образовательного процесса в очной форме: развитие у учащихся навыков саморегулирования во время вспышки COVID-19. — Пекин: Институт умного обучения Пекинского педагогического университета, 2020. — 78 с.
- Даниленко Т.В. Личностная мотивация в современном образовании // В сборнике: Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. — Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2019. С. 11-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37540038
- Наумов А.В. Саморефлексия как детерминанта психологического благополучия личности студентов-психологов // Universum: психология и образование. 2022. № 2 (92). С. 16-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47984896
Библиографическая ссылка: Берман Н.Д., Безматерных К.Л. Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 335-344. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29