ISSN 2409-7616

Львова С.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

УДК 37.015.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.23

Львова С.В.1 (Москва, Россия) — lvovasv@mgpu.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. В статье раскрывается исторический потенциал понятия «дополнительное образование».Дополнительное образование в России имеет многолетнюю историю. Оно направлено на формирование разносторонней личности, раскрытие потенциала детей, формирование у них важных навыков и умений, в зависимости от определенных занятий и их концепций. В данном исследовании представлена авторская программа по дополнительному образованию, целью которой является развитие познавательного и творческого потенциала учеников младших классов, а также развитие коммуникативных качеств детей. Продуктивными идеями в представленной программе выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для младших школьников в области конструирования. Программа построена в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей. Автором эмпирически обоснованы пути совершенствования творческого развития на основе экспериментальной диагностики учащихся младших классов.   Обоснована необходимость программ дополнительного образования для реализации задач личностного развития учащихся на всех ступенях образования; рассмотрены особенности конструирования, которые влияют на творческое развитие младших школьников. Экспериментально выявлена значительная положительная динамика развития творческого потенциала детей, посещающих занятия. Приведены обобщенные данные исследования, в результате которых можно констатировать увеличение личностного и креативного потенциала респондентов экспериментальной группы, сделать вывод о том, что их наглядно-образное мышление стало более развитым. Установлен факт, что дети получали знания из разных областей наук и искусства, которые были сопряжены с их конструктивно-игровой деятельностью на занятиях. Разнообразие тем программы дополнительного образования, позволило дать детям навыки конструирования; обучить их конструированию в разных архитектурных стилях; младшими школьниками были получены знания по биологии; истории; математике и астрономии. Некоторые дополнительные знания, данные школьникам, не были связаны с формальной системой образования. Эти знания, позволили детям узнать больше, и стать более разносторонними.

Ключевые слова: дополнительное образование, психолого-педагогический эксперимент, конструирование, младшие школьники, познавательный и творческий потенциал учеников младших классов, личностное развитие.

Список источников:

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманитар., 2004. — 239 с.
  2. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для СПО / отв. ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, — Серия: Профессиональное образование. 2016. — 353 с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2002. — 352 с.
  4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введение ФГОС. Пособие для педагогов — М.: ИПЦ Маска, 2013. — 100 с.
  5. Кривых С.В. Дополнительное образование детей. Теория и практика. — СПб.: Институт повышения квалификации НОУ СПО «Экспресс», 2011. — 205 с.
  6. Львова С.В., Аракелян К.А. Развитие воображения и креативности младших школьников в контексте дополнительного образования // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, Научно-аналитический журнал. 2018, № 1, С.60-70. EDN: OTKLHN, DOI: 10.26653/2076-4685-2018-1-06
  7. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. — Волгоград.: Учитель, 2016. — 51 с.
  8. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. EDN: QWTSDN, DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1
  9. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5–20. EDN: VHZWSC, DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1
  10. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихсяmкак фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. EDN: QTCXJA, DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01
  11. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. — 224 с
  12. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A. Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol.. 9, No. 11. P. 1809–1821. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
  13. Lvova S.V., Rychikhina E.N., Fanina Y.N. Issues of modern family institution affected by media environment. Convocatoria Apuntes Universitarios.  Journal of Research Apuntes Universitarios.  2021. Vol. 11, No. 3. P. 17-27. DOI: https://doi.org/10.17162/au.v11i3.710
  14. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6, No. S. P. 299-309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36126468
  15. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. 2019. Vol. 40, No. 36. P. 1-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43225670

Библиографическая ссылка: Львова С.В. Дополнительное образование в школе как индивидуальное образовательное пространство детей и подростков // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 274-288. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.23