ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Поскребышева Д.А., Ланина С.Ю.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

УДК 378:004

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.20

Плащевая Е.В.1 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Поскребышева Д.А.2 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru, Ланина С.Ю.3 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

3Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Проблема обучения работе с информацией, с информационными источниками является не новой. Однако, в современных условиях цифровизации, открытости глобальных информационных ресурсов данная задача, на наш взгляд, приобретает новую актуальность. Для будущего врача решение проблемы обучения работе с информацией в условиях цифровизации может быть решена в рамках формирования информационных и цифровых компетенций при максимальной вовлеченности обучающихся в информационно-образовательную среду вуза. Понимаю важность решения данной проблемы нами осуществлен мета-анализ работ в данной предметной области, качественная оценка достоверности результатов осуществлялась методом экспертных оценок, количественная оценка – методом вычисления коэффициента конкордации (согласованности) мнений экспертов. Установлено, что существует слабая взаимосвязь между знаниями обучающихся и внедряемыми авторскими методиками, а также ярко выраженная связь между методиками и навыками. Кроме того, сделан вывод о том, что современные цифровые технологии, используемые в медицинском ВУЗе при обучении физике, имеют свою специфику. Отмечено, что несмотря на базовую основу физики в медицине, требуются специализированные или профильные знания и умения с учетом знаний конкретного раздела физики. Выявлено, в медицинском ВУЗе при изучении диагностических методов и процедур главным является тренировка навыков при работе с данными аппаратами, что приводит к необходимости использовать именно те цифровые технологии, которые бы помогли решить задачу практико-ориентированности обучения и усвоения физических основ медицины. Определено, что применение цифровых технологий способствует не только овладению опытом манипуляций с аппаратами при работе с пациентами, но и проработке навыков критического анализа разных клинических случаев.

Ключевые слова: обучение физике студентов медицинских вузов, работа с информацией в условиях цифровизации.

Список источников:

  1. Хамзин И. Р., Хасанова С. Л. Электронные интерактивные ресурсы – необходимый компонент образования // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной науки. -М.:  Наука и образование, 2015. — С. 129-130.
  2. Car J., Carlstedt-Duke J., Tudor Car L Digital Health Education Collaboration Digital Education in Health Professions: The Need for Overarching Evidence Synthesis// J Med Internet Res. 2019. No. 21(2). Id. e12913. DOI: http://dx.doi.org/10.2196/12913
  3. Kuhn S., Müller N., Kirchgässner E., Digital skills for medical students — qualitative evaluation of the curriculum 4.0 «Medicine in the digital age»// GMS J Med Educ. 2020. No. 16. DOI: http://dx.doi.org/10.3205/zma001353  
  4. Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и Экономика. 2018. № 15(5). С. 51–62. EDN: YRTDTV, DOI: 10.21686/2500-3925-2018-5-51-62
  5. Морева Е.Л. Проблемы перехода к цифровой экономике: зарубежные рецепты и российские альтернативы // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 70. С. 344–359. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36321857
  6. Добролюбова Е.И. Оценка цифровой зрелости государственного управления // Информационное общество. 2021. № 2. С. 37-52. EDN: ZSEGML, DOI: 10.52605/16059921_2021_02_37
  7. Гавронская Ю.Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. 2022. № 1. С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47603412
  8. Зеер Э.Ф. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 153-184. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 
  9. Здор Д.В., Савельева Е.В., Журавлёв Д.М. Компьютерная симуляция как метод интерактивного обучения в условиях цифровой трансформации образования // Образование и право, 2022. №3. С.198-202. DOI: http://dx.doi.org/10.24412/2076-1503-2022-3-198-202 
  10. Ljungblad A.-L. Pedagogical Relational Teachership (PeRT) – a multi-relational perspective // International Journal of Inclusive Education. 2019. No. 25. P. 1-17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2019.1581280
  11. Olofsson A.D., Fransson G., Lindberg, J.A. study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what ‘adequate digital competence’ may mean in a national policy initiative // Educational Studies. 2019. No. 46. P.1-17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694
  12. Панченко Е.И. Межпредметная интеграция курса физики, математики в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 244-245. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25675027
  13. Fischer-Tenhagen C., Meier J., Pohl A. «Do not look at me like that»: Is the facial expression score reliable and accurate to evaluate pain in large domestic animals? //A systematic review. Front Vet Sci. 2022. No. 6. Id. е1002681. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fvets.2022.1002681  
  14. Baashar Y., Alkawsi G., Mustafa A. Predicting Student’s Academic Performance Using // Applied Sciences.2022. No. 12. Id. е1289. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/app12031289
  15. Wan A., Wan N., Ahmad R. E-Community Program: A Study on ICT // Knowledge Transfer to Labuan Community. Springer, Cham. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-34032-2_65 
  16. Alghail A., Abbas M., Yao L. Where are the higher education institutions from knowledge protection: a systematic review // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2023. Vol. 53. No. 3. P. 387-413. DOI: https://doi.org/10.1108/VJIKMS-09-2020-0166
  17. Дивина Т.В., Петракова Е.А., Вишневский М.С. Основные методы анализа экспертных оценок // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. №7. С.42-44. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11072
  18. O’Doherty D, Dromey M, Lougheed J.I. Briers and Solutions for Online Learning in Medical Education — Comprehensive Review // BMC Medical Education. 2018. No. 18. P. 130-137. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1240-0 
  19. Saed S., Rastoji A., Bansal A. Future of e-learning in medical education — perception, readiness and challenges in a developing country // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P.1-9. DOI: 10.3389/feduc.2021.598309

Библиографическая ссылка: Плащевая Е.В., Поскребышева Д.А., Ланина С.Ю. Цифровые технологии при работе с информацией в обучении физики в медицинском вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 236-245. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.20