ISSN 2409-7616

Заровняев Б.Н., Шубин Г.В.

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

УДК 378. 147

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.41

Заровняев Б.Н.1 (Якутск, Россия) — mine_academy@mail.ru, Шубин Г.В.1 (Якутск, Россия) — grigshubin@mail.ru

1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Аннотация. В работе представлены результаты работ по повышению инновационного уровня спецвопроса дипломного проекта по горным специальностям. Предложена практика сквозной проработки тематики спецвопроса включая производственные практики, участие в научных семинарах, конференциях, которые  значительно повысили творческую активность студентов и позволили достигнуть инновационного решения спецчасти дипломного проекта.В условиях усложнения горно-геологических условий разработки месторождений, а также мерзлотно-гидрогеологических условий необходима подготовка творчески активных специалистов горного профиля, способных решать на производстве нестандартные проблемы, возникающие при разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями, залегающими в зоне многолетнемерзлых пород. Так как учебным планом не предусматривается объем часов для постановки и решения спецвопроса дипломного проекта, реализована практика сквозного решения спецвопроса дипломного проекта начиная с 3 курса с дисциплины для повышения творческой активности студентов, производственные практики, научные семинары и конференции, защиту интеллектуальной собственности с выходом на защиту дипломного проекта на 6 курсе.  Согласно разработанной схеме, комплекс мероприятий начинается с изучения дисциплины Основы технического творчества на 3 курсе с модулями изучения барьеров на пути решения технических задач, методов и приемов решения технических задач. Далее студент в процессе прохождения производственной практики выбирает в качестве спецвопроса практики один из процессов открытых горных работ, либо другой технологический вопрос открытой разработки месторождений с учетом специфики ведения горных работ, готовит доклад на семинаре, принимает участие на конференциях разного уровня, если техническое решение патентоспособно, защищает интеллектуальную собственность и дальше прорабатывается в качестве специальной части дипломного проекта. По такой схеме в 2022 г. защищен один дипломный проект, второй дипломный проект готовится к защите в 2024 г.

Ключевые слова: подготовка горных инженеров, методология, дипломное проектирование, спецвопрос, творческая активность, профессиональный уровень.

Список источников:

  1. Береза Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в условиях образовательной организации // ЦИТИСЭ №1 (23) 2020. С. 300-311. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.28
  2. Брыкова Л.В., Головенко А.Г. Применение методов технического творчества в профессиональной подготовке инженеров // Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова. 2014. №4. С. 208-212. 
  3. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А., Вагаева О.А. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.407-422. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.38
  4. Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2021. №193. С. 141-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46515112
  5. Заровняев Б.Н., Будикина М.Е. Инновационные решения кейсов горных задач в учебном процессе // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.251-258. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.22  
  6. Кирьякова А.В., Каргапольцев С.М., Каргапольцева Н.А. Образовательная интеграция в региональном университетском кластере // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-115-124
  7. Морозова О.А., Алтухова Н.Ф. Подготовка к профессиональной проектной деятельности: задачи вуза // Казанский педагогический журнал. 2022. №1 (150). С. 52-60. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48285292.
  8. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164.
  9. Соболева О.В. формирование творческого мышления будущего инженера в курсовом и дипломном проектировании // Вестник ТПУ. 2009. №11 (89). С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13083530
  10. Цыганкова А.С., Цыганкова Е.В. Из опыта реального дипломного проектирования студентов Дальневосточного государственного университета путей сообщения (1958 – 1989 годы) //  Вестник ТГПУ. 2018. 3 (192). С. 121-124. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-3-121-125
  11. Заровняев Б.Н., Шубин Г.В., Собакина М.П. Формирование профессиональных компетенций студентов // ЦИТИСЭ. №1(27). 2021. С. 360-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.32
  12. Kvitkovskaya A.A., Meylis E.B., Prokhorova L.V. The right of the child for survival and healthy development and problems of its realization in the Russian Federation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Vol. 8, No. 7. P. 2183-2187. DOI: https://doi.org/10.14505/jarle.v8.7(29).16
  13. Hansen C.A., Eifler T., Deininger M. The Missing Link Between Project and Prototype: Teaching Student Designers to Navigate the Prototyping Process. ASME 2021 International Design Engineering Technical Conferences & Computers and Information in Engineering Conference (IDETC-CIE 2021), 2021. DOI: https://doi.org/10.1115/DETC2021-68114.
  14. Nijhuis S. Exploring Project Management Education // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. Vol. 9, Issue 1. P. 44-61. DOI:  https://10.26417/ejser.v9i1.p44-61 
  15.    Tan C., Huet I. The Design of an Active Learning Strategy to Promote Collaborative and Research-based Learning in Project Management Education // International Journal of Innovation and Learning. 2021. Vol. 30, Issue 1. P. 19-47. DOI: https://doi.org/10.1504/IJIL.2021.116566
  16. Obradović V. Project Management Education in Central & Eastern Europe. IPMA E&T Series. 2015. Vol. IV, Issue V.  P. 44 — 61.

Библиографическая ссылка: Заровняев Б.Н., Шубин Г.В. Дипломное проектирование с элементами технического творчества как фактор повышения профессионального уровня подготовки горных инженеров // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 481-491. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.41