ISSN 2409-7616

Воронов Е.Ю.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

УДК 371.31:614.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.34

Воронов Е.Ю.1 (Астрахань, Россия) — foron789@yandex.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Качество образования является ключевым понятием подготовки специалистов любой отрасли, в том числе и медицины, что обусловлено прямой взаимосвязью с конкурентоспособностью выпускников вузов. Очевидно, по этой причине проблеме разработки понятийного аппарата, разработки систем оценки качества образования и практической реализации посвящено множество исследований. Однако, к настоящему времени нет единого понимания «качества образования», существующие системы оценки качества ориентированы на соответствие государственным образовательным стандартам. Для решения проблем качества образования мы посчитали целесообразным использовать возможность создания динамической модели системы качества образования внутри вуза, основанной на системном анализе. Данный подход позволил, во-первых, рассмотреть качество образования как систему, состоящую из входных и выходных данных, подсистем, процессов. Во-вторых, выявить причинно-следственные связи между факторами, влияющими на качество образования и, в-третьих, построить ретроспективную и прогностические модели динамики качества медицинского образования. Установлено, что качество медицинского образования является функцией зависимости множества переменных, наиболее значимое влияние на качество образования оказывают показатели остепенённости профессорско-преподавательского состава, уровень их удовлетворенности социальной поддержкой работодателя. Реализовать разработанную динамическую модель системы качества образования в вузе авторы предлагают в виде ситуационного центра, основанного на объективном анализе данных, визуальном представлении полученных результатов.

Ключевые слова: качество медицинского образования, системный анализ, динамическая модель.

Список источников:

  1. Yeoh Khay-Guan. The future of medical education // Singapore Med J. 2019. Vol. 60(1). P. 3-8. DOI: https://doi.org/10.11622/smedj.2019003  
  2. Berwick D.M., Finkelstein J.A. Preparing medical students for the continual improvement of health and health care: Abraham Flexner and the new “public interest” // Acad. Med. 2010. Vol. 85 (9). P.56-65. DOI: https://doi.org/10.1097 /ACM.0b013e3181ead779 
  3. De Seymour J., Chia A., Colega M. Maternal dietary patterns and gestational diabetes mellitus in a multi-ethnic Asian cohort: the GUSTO study // Nutrients. 2016. Vol.  8: P. 574. DOI: https://doi.org/10.3390/nu8090574
  4. Киспаева Т.Т., Киспаев Т.А. Современные тренды медицинского образования: проблемы и перспективы //  Медицина и экология. 2015. № 4 (77), С.33-39.
  5. Авдашкин А.А., Пасс А.А. Подходы к определению понятия «качество образования»// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2018. № 2 (5). С. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36531530
  6. Панасюк В.П. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография / В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. — 201с.
  7. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Дистанционное обучение физике студентов медицинских вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №6. С.8. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44901666
  8. Mukhopadhyay D.K. Students’ perception of quality of medical education in a medical college in west Bengal, India // Indian J Public Health. 2016. Vol. 60(1). P. 4-9.  DOI: https://doi.org/10.4103/0019-557X.177256 
  9. Саломов Ш.Н. Проблемы качество образования в педагогической теории и практик: анализ терминов «качество образования» и «качество профессионального образования» // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2020. № 4 (4). С. 101-106. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46658926
  10. Soni Sanjay, Churasia B.K., Abishek Soni. To study the influence of various parameters on improving the quality of technical education // International Journal of Engineering Research and Applications. 2018. Vol. 4, №. 8 (Version 1), P. 61-69.
  11. Abidin N.Z., Zabidi N.Z., Karim K.N. System Dynamics Model of Research Performance Among Academic Staff // Journal of Telecommunication, Electronic and Computer Engineering, 2018. Vol. 9, P. 121-128.
  12. Litvinova T., Kasimovskaya N., Petrova V. The internal system for quality assessment of education results at a medical university // Electronic Journal of General Medicine. 2018. Vol.  7. P. 272-278.  DOI:  https://doi.org/10.29333/ejgm/93173
  13. Yatsevich N.A. The role of pedagogy in the training of residents // Medical education and university science. 2017. Vol.  1(9). P. 38-42. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-56-69
  14. Иванчук О.В. Формирование диагностических навыков у студентов медицинских вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596472
  15. Сатретдинова А.Х. Внеаудиторные формы работы в вузе в контексте мультикультурного образования // Перспективы науки. 2022. № 8 (155). С. 245-247. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49549347

Библиографическая ссылка: Воронов Е.Ю. Обеспечение качества подготовки медицинских кадров: системный подход// ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 405-412. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.34