Полупаненко Е.Г.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА [In English]
УДК 372.854:66
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.29
Полупаненко Е.Г.1 (Луганск, Россия) — aktiniua@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. Система школьного химического образования сегодня требует значительных модернизационных изменений целевого, содержательного, технологического и гностического компонентов. Однако при выборе векторов развития системы химического образования школьников необходимо учитывать ретропедагогический опыт советской системы образования. С новыми концепциями и стратегиями развития химического образования в России должны быть сопряжены национальные традиции советской школы и накопленный за советский период положительный опыт. В статье представлены результаты историко-педагогического исследования положительных и отрицательных аспектов развития химического образования школьников в советский период. Описываются характерные особенности развития химического образования школьников в 1917–1930 годы, которые были обусловлены реконструкцией существовавшей школьной системы образования и активной апробацией новых форм, методов и средств обучения. Рассматриваются тенденции развития химического образования школьников в 1931–1957 годы, которые являлись следствием изменений основной образовательной парадигмы – возврат к дореволюционной классно-урочной системе, возобновление предметного обучения, выделение химии в отдельный школьный предмет. Обозначаются особенности развития химического образования школьников в 1958–1991 годы, которые стали следствием существенных изменений в политической, социально-экономической, культурной сферах жизни общества, что сопровождалось переходом ко всеобщему обязательному среднему образованию, укреплением материально-технического оснащения школ и внешкольных образовательных организаций, повышением качества подготовки будущих учителей химии. Выявлены основные особенности и характерные тенденции поэтапного развития советского школьного химического образования, учет которых необходим для имплементации продуктивного наследия советской системы химического образования школьников в современных условиях.
Ключевые слова: химическое образование в советский период, образование школьников, химическое образование, образовательные реформы, положительные и отрицательные аспекты советского химического образования.
Список источников:
- Анисков А.С. Особенности системы внешкольного воспитания детей в СССР в 1960–70-х годах // Десятилетие детства – формирование региональной политики защиты прав и законных интересов детей: сб. науч. ст. / под ред. П. В. Самылова, Е. В. Емельяновой. — Калуга: ИП Стрельцов И.А., 2020. — С. 84–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44612971
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в преподавании основ наук, трудовом и производственном обучении // Советская педагогика. 1962. № 3. С. 20–30.
- Богуславский М.В. Развитие теории содержания общего образования // Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец ХIХ–ХХ вв.): коллективная монография. — М., 2012. — С. 193-317. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18878208
- Бордовский Г.А. Что же было лучшим в советской системе образования? // Высшее образование сегодня. 2018. № 1. С. 2–6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32371763
- Борисов И.Н., Гостев М.М., Дубынин Л.А. Методика преподавания химии в неполной средней школе: пособие для учителей химии. — М. : Учпедгиз, 1940. — 188 с.
- Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 г.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1(13). C. 179–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16220198
- Вопросы политехнического обучения в преподавании химии / С.Г. Шаповаленко, Д.А. Эпштейн, Л.А. Цветков. — М.: Учпедгиз, 1954. — 160 с.
- Глориозов П.А. Клещева Е.П. Методика преподавания химии в восьмилетней школе : (VII кл.) — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 200 с.
- Грабецкий А.А., Котлярова О.С. О содержании факультативных курсов химии // Химия в школе. 1963. № 2. С. 56.
- Грабецкий А.А. Опыты по химии: в связи с ознакомлением учащихся с науч. основами хим. производств. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 215 с.
- Дейч Б.А. Внешкольная работа как средство решения воспитательных задач в 20–30 годы ХХ века // Вестник КГУ им. А. Н. Некрасова. 2015. № 21. С. 168–171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23324657
- Дейч Б.А., Юрочкина И.Ю. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: монография. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. — 287 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23141979
- Ивашевский С.Л. Государственная политика в сфере образования: соотношение идеалов и права: монография. — Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. — 132 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19988624
- Каверина А.А. Школьная химия и ее творцы (вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в.) // Отечеств. и зарубеж. педагогика. 2018. Т. 2, № 1(47). С. 102-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35557320
- Каргина З.А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: монография. — М.: Экон-Информ, 2012. — 232 с.
- Колокольникова З.У., Лунгуль А.А. Условия развития образования в РСФСР в 20-е г. XX века // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12(2). С. 309-310. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25032523
- Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917–1973 гг. / сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Полупаненко Е.Г., Зинченко В.О. Химическое образование школьников в советский период: источниковедческая база исследований // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. Т. 174, № 1. С. 4-11.
- Полупаненко Е.Г., Зинченко В.О. Изучение развития химического образования школьников в советской России: методологический аспект // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 4(37). С. 179–185. EDN: GUJUGN, DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-179-185
- Помагайба В. Дальтонiвський план на практицi // Рад. освiта. 1924. № 1–2. С. 46–47.
- Телешов С.В. Школьные программы по химии в ХХ и ХХI веках [Электронный ресурс]. URL: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200302402 (Дата обращения: 04.02.2023)
- Телешов С.В. От истоков до устья : материалы для истории методики обучения химии в России (1940–2000 гг.). — СПб.: [б. и.], 2004. Ч. 2. — 282 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19869840
- Хамитова А.И., Иванов В.Г. Основные этапы развития методики преподавания химии // Вестник Казанского технического университета. 2006. № 6. C. 179-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9954911
- Шаповаленко С.Г., Эпштейн Д.А., Цветков Л.А. Преподавание химии в школе в свете задач политехнического обучения. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 92 с.
- Шелинский Г.И. Смирнов А.Д. Методика обучения химии в восьмилетней школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Ross L.W. Some Aspects of Soviet Education // The journal of teacher education. 1960. Vol. XI, No. 4. P. 539-552.
Библиографическая ссылка: Полупаненко Е.Г. Положительные и отрицательные аспекты в развитии системы отечественного химического образования школьников советского периода // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. С. 346-357. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.29