ISSN 2409-7616

Кулешов Д.К.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ

УДК 338

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.25

Кулешов Д.К.1 (Донецк, Россия) — kuleshov.denis@internet.ru

1Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Аннотация. Разработана укрупненная схема основных внутренних показателей конкурентоспособности предприятия сферы услуг, основным показателем  в которой является инновационная деятельность, которая формирует конкурентное преимущество в  деятельности предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг. Оценка качества услуг чаще всего основывается на комплексном подходе «взвешенного» анализа уровня, ожидаемого клиентами качества предоставляемых услуг и фактического восприятия результатов. Наиболее распространенный метод – определение процентного отклонения фактического качества от ожидаемого. Реакция предприятия на изменения внешней среды, т.е. его адаптивность к внешним влияниям – еще один важный показатель конкурентоспособности. Анализ уровня адаптивности осуществляется по схеме, которая базируется на методике для анализа конкуренции в отрасли и выработки стратегии бизнеса. Поэтому ядром схемы адаптивности являются 5 сил конкуренции, определяемые указанной методикой, на основе которой разработана схема анализа уровня адаптивности предприятия сферы услуг Определение стратегий поведения для обеспечения конкурентоспособности предприятия направлено на формирование таких стратегий поведения, которые позволят достичь высоких результатов в деятельности предприятия, которые формируют приоритетные и стратегические векторы развития и включают такие стратегии поведения, как: операционная стратегия производства, инноваций и качества, стратегия маркетинга, финансовая стратегия, организационная стратегия, практическая ценность применения которых создаст условия для реализации приоритетов и достижения соответствующих преимуществ, в том числе конкурентных преимуществ.

Ключевые слова:  конкурентная стратегия, конкурентная среда, предприятия сферы услуг, конкурентные преимущества, стратегия поведения, компетенции, стратегические векторы, качество услуги, показатель адаптивности.

Список источников:                                               

  1. Азарян А.А. Социально-экономический базис для формирования стратегии развития сферы услуг в условиях нестабильной внешней среды // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14, № 4 (91). С. 33-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44646992
  2. Азарян А.А., Возиянова Н.Ю. Развитие стратегического управления предприятиями и другими хозяйствующими образованиями сферы услуг // Менеджер. 2020. № 2 (92). С. 129-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44316110
  3. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 120-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17657688
  4. Асатурова Ю.М., Хватова Т.Ю. Повышение инновационной активности предприятий в условиях дефицита финансов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 1. С. 132–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106747
  5. Бобырев В.Б. Связь между инновационной активностью и активизацией инновационной деятельности отечественных промышленных предприятий // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 4 (26). С. 101-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26146379
  6. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 1999. № 2. С. 3-38.
  7. Ермакова И.А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. 2017. № 16 (150). С. 256-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29042333
  8. Калюжная Н.В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 447-455. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25665459
  9. Киселева И.А. Сфера услуг как основа развития современной экономики // Вопросы экономики.  2013.  №46(184).  С. 16-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20811252
  10. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2011. № 1. С. 67-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16375131
  11. Поздняков С.Н. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг // Молодой ученый. 2009. № 11 (11). С. 147-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15171723
  12. Пенькова И.В., Рюмина А.П. Стратегии конкурентоспособности: теоретические подходы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2015. Т. 1 (67), № 4. С. 90-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26719873
  13. Помелова Е.В. Качество услуг индустрии гостеприимства и его оценка // Молодой ученый, 2011. № 12-1 (35). С. 175-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24436292
  14. Селяев Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг // Инженерный вестник ДОНА. 2011.  №1(15). С. 200-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16523301
  15. Ткаченко О.А. Развитие персонала предприятия на основе компетентностного подхода // Материалы Всероссийской научно-практической конференции.  — Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — С. 206–208. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22694004      

Библиографическая ссылка: Кулешов Д.К. Формирование конкурентных стратегий в деятельности предприятий сферы услуг в условиях развития конкурентной рыночной среды // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 311-320. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.25