ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

УДК 37.01:61(07)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.10

Плащевая Е.В.1 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.2 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Система высшего медицинского образования в последние годы претерпевает значительные трансформации, касающиеся не только содержания образования и применения цифровых средств обучения, но и основных концептуальных подготовки будущих врачей. Новые концепции и парадигмы российского медицинского образования являются, в большей степени, отражением сегодняшних изменений в области экономики, технологий и здравоохранения Российской Федерации. При выборе стратегии развития системы медицинского образования, в целом, и каждого вуза, в отдельности, необходимо учитывать и мировые тенденции меняющегося медицинского образования. Цель нашего исследования: выявить основные мировые тенденции изменения высшего медицинского образования в результате обзора научно-исследовательской литературы данной предметной области. При анализе работ мы обращали внимание на оригинальные методические подходы, направленные на реализацию новых тенденций в подготовке врачей будущего. В результате применения контент-анализа публикаций авторов РФ, США, Швеции, Канады, Саудовской Аравии, Гонконга, Тайваня, Кении, Малайзии и Германии были выявлены значимые, по мнению исследователей, тенденции: 1) обучение, ориентированное на формирование цифровых компетенций; 2) гуманистический подход к пациентам; 3) медицинское образование, ориентированное на индивидуальные стратегии обучения; 4) внедрение проектного подхода; 5) ранняя интеграция теории и практики. Обобщение полученных результатов показало, что несмотря на значительный интерес к цифровизации медицинского образования, к формированию цифровых компетенций будущих врачей, целесообразности применения цифровых приложений и сервисов в процессе обучения, актуальность гуманистического подхода к пациентам по-прежнему остается важной задачей системы медицинского образования.

Ключевые слова: медицинское образование, тенденции развития высшего медицинского образования.

Список источников:

  1. Ивановский Б.Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 143–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46411801
  2. Case S. The Third Wave: An Entrepreneur’s Vision of the Future // Stanford Social Innovation Review, 2016. — 240 р. DOI: https://doi.org/10.48558/5D7A-AM57
  3. Balas E.A., Chapman W.W. Road map for diffusion of innovation in health care // Health Aff (Millwood). 2018. Vol. 37(2). P. 198-204. DOI: https://doi.org/10.1377/hlthaff.2017.1155  
  4. Козлов В.А., Поляков Б.А., Мушников Д.Л. Инновационный потенциал медицинской организации как часть ее экономической политики // Исследования и практика в медицине. 2019. № 6(3). С. 138-145. DOI: https://doi.org/10.17709/2409-2231-2019-6-3-13
  5. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020.  Т. 7. № 11. С. 1055-1072. DOI: https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073
  6. Machleid F., Kaczmarczyk R., Johann D. Perceptions of Digital Health Education Among European Medical Students: Mixed Methods Survey // J Med Internet Res. 2020. Vol. 22(8). P. 19827. URL: https://www.jmir.org/2020/8/e19827  
  7. Cormier E., Park H., Schluck G. College Students’ eMental Health Literacy and Risk of Diagnosis with Mental Health Disorders // Healthcare. 2022. Vol. 10. P. 2406. https://doi.org/10.3390/healthcare10122406
  8. Johnson K.F., Brookover D.L., Borden N. General Health and Depression Outcomes Related to Cumulative Indicators of Unmet Social Determinant of Health Needs for College Students // Journal of College Student Psychotherapy. 2022. Vol. 36(4). P. 370-391. https://doi.org/10.1080/87568225.2021.1881752
  9. Menezes P., Guraya S.Y., Guraya S.S. A Systematic Review of Educational Interventions and Their Impact on Empathy and Compassion of Undergraduate Medical Students // Front Med (Lausanne). 2021 Vol. 8. P. 758-763. DOI: https://doi.org/10.3389/fmed.2021.758377
  10. Goldlist K., Beltran C.P., Rhodes-Kropf J. Out of the classroom, into the home: Medical and dental students’ lessons learned from a Geriatrics home visit // J Am Geriatr Soc. 2022. Vol. 70(9). P. 2659-2665. DOI: https://doi.org/10.1111/jgs.17968 
  11. Pelling S., Kalen A., Hammar M. Preparation for becoming members of health care teams: findings from a 5-year evaluation of a student interprofessional training ward // J Interprof Care. 2011. Vol. 25. P. 328–332. DOI: https://doi.org/10.3109/13561820.2011.578222 
  12. Thyson T., Schallenburger M., Scherg A. Communication in the face of death and dying — how does the encounter with death influence the patient management competence of medical students? An outcome-evaluation // BMC Med Educ. 2022 Vol. 22(1). P. 25. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-03060-5
  13. Шкиндер Н.Л., Каримова А.А. Технологии проектирования гуманистической модели подготовки медицинских и социальных работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 11, № 1. С. 64–73. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-11004
  14. Thompson S., Metcalfe K., Boncey K. Interprofessional education in geriatric medicine: towards best practice. A controlled before-after study of medical and nursing students // BMJ Open. 2020. Vol. 10(1). P. 018041. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-018041
  15. Santoro J.D., Whitgob E.E., Huffman L.C. Cluster Randomized Controlled Trial of Disability Education Module During Clinical Clerkship // Clinical Pediatrics. 2019. Vol.  58(13). P. 1387-1393. DOI: https://doi.org/10.1177/0009922819850475
  16. O’Neill S.M., Henschen B.L., Unger E.D. Educating future physicians to track health care quality: feasibility and perceived impact of a health care quality report card for medical students // Acad Med. 2013. Vol. 88. P. 1564–1569. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e3182a36bb5
  17. Ayoola A.S., Acker P.C., Kalanzi J. A qualitative study of an undergraduate online emergency medicine education program at a teaching Hospital in Kampala, Uganda // BMC Med Educ. 2022. Vol. 8. (1). P. 84. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03157-5.
  18.  Han E.R., Yeo S., Kim M.J. Medical education trends for future physicians in the era of advanced technology and artificial intelligence: an integrative review // BMC Med Educ. 2019. Vol.  19. P. 460. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-019-1891-5
  19. Зеер Э.Ф., Крежевских О.В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука,. 2022. Т. 24, №. 4, С. 11-39.
  20. Kaltman S., WinklerPrins V., Serrano A. Enhancing motivational interviewing training in a family medicine clerkship // Teach Learn Med. 2015. Vol.  27. P. 80-84. DOI: https://doi.org/10.1080/10401334.2014.979179   
  21. Камышникова Л.А., Ефремова О.А., Ивахно Е.Н. Возможности использования симуляторов в медицинском образовании // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019. № 3 (37). С. 46-52. DOI: https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.37.3.046-052
  22. Kurtz J., Holman B., Monrad S.U. Training Medical Students to Create and Collaboratively Review Multiple-Choice Questions: A Comprehensive Workshop // MedEd PORTAL. 2020. Vol. 16. P. 10986. DOI: https://doi.org/10.15766/mep_2374-8265.10986 
  23. Семенова О.Л., Карась С.И., Аржаник М.Б. Формирование профессиональных компетенций в ходе проектного обучения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015. №. 4 (22). С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25624999
  24. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании // Высшее образование в России. 2013. №. 12.  С.108-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20913212
  25. Ayoola A.S., Acker P.C., Kalanzi J. A qualitative study of an undergraduate online emergency medicine education program at a teaching Hospital in Kampala, Uganda // BMC Med Educ. 2022. Vol. 8(1). P. 84. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03157-5

Библиографическая ссылка: Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Медицинское образование: обзор тенденций развития // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 121-130. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.10