ISSN 2409-7616

Гильманова Г.Р., Иноземцева Д.Н., Курбанова Л.А., Сайфуллин И. Ю., Хамадеева З.А.

РОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ, ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МАРШРУТОВ ПАРКА «ЗИГАЛЬГА»)

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.08

Гильманова Г.Р.1` (Уфа, Россия) — g.gilmanova@mail.ru, Иноземцева Д.Н.2 (Уфа, Россия) — darina21.01@mail.ru, Курбанова Л.А.2 (Уфа, Россия) — lava-love@mail.ru, Сайфуллин И. Ю.2 (Уфа, Россия) — irekle@mail.ru, Хамадеева З.А.2 (Уфа, Россия) — zulfiyax@yandex.ru

1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

2Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Стремление к сохранению природы, ее изучению и ответственному отношению к окружающему миру является важной составляющей в формировании личности школьников на уроках географии. Внедрение естественных и научных знаний во внеклассную деятельность средней и старшей школы может послужить такая форма организации, как прохождение туристических маршрутов. Они способствуют не только развитию эстетического вкуса у учащихся, но и являются увлекательной и полезной формой отдыха. В статье показывается роль туристических маршрутов в экологическом воспитании современной школы на уроках географии. Прохождение маршрутов, а также организация природоведческих экскурсий, в национальном парке «Зигальга» могут послужить источниками получения материалов для составления школьных научных работ и проектов. Составленные примеры экскурсионных маршрутов, а именно путь к горе Евлакта и «Северная Зигальга», могут помочь объяснить учащимся взаимосвязи природных процессов и явлений, а также важность их рационального использования. В статье представлен план описания и составления школьного туристического маршрута, который включает нитку самого маршрута, его протяженность, категорию сложности, тип, азимут, длительность и маркировку тропы. Ученики научатся следующим методам исследования: частично-поисковый, наглядный и картографический. Так же они могут применить полученные практические знания после прохождения туристических маршрутов для написания научных работ с применением интернет-источника 3D карт Google, использование которого повысит наглядность и качество географического образования. Туристические маршруты способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, а их соединение с цифровыми технологиями позволит реализовать им свои научные проекты.

Ключевые  слова: туристический маршрут, экскурсионный маршрут, природа, цифровые технологии, национальный парк, уроки географии.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 162–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773593
  2. Ахмиева Р.Б. Нестандартные методы преподавания уроков географии в преподавании географии // Природопользование и устойчивое развитие регионов России. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2018. — С. 20–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35387209
  3.  Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  4. Галкин А.В., Адельмурзина И.Ф. Практическое использование возможностей Google-карт в географическом образовании // Организация территории: статика, динамика, управление: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2018. — С. 6–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36593112
  5. Гловацки М., Гворыс В. Роль учебно-природных троп в экологическом воспитании и популяризации туризма // Научный поиск. 2013. №2. С. 39–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19413190
  6. Ибрагимова З.Ф., Костромина Д.А., Сайфуллин И.Ю. Организация природоведческих экскурсий для сбора цифрового гербария. // Астраханский вестник экологического образования. 2021. № 2 (62). С. 155-165. DOI: https://doi.org/10.36698/2304-5957-2021-2-155-165
  7. Исломова Ш.С. Основные задачи повышения качества и эффективности обучения географии в школе // Мировая наука. 2020. №8 (41). С. 74-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43939982
  8. Куприна Л.Е. Технология разработки туристских маршрутов: учебное пособие / Л.Е. Куприна. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. ­-155 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41441082
  9. Павлова Л.Ю. Выбор образовательных технологий, методов и приемов в преподавании географии // География: теория, методика, практика: материалы I областной научно-методической конференции. под общ. ред. Т. Г. Алексеевой. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. — С. 77-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24402259
  10. Саидмуратова Ф.А. Возможности использования нетрадиционных методов обучения в преподавании географии // Мировая наука. 2020. №6 (39). С. 344-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43816208
  11. Хизбуллина Р.З., Бакиева Э.В., Галкин А.В., Салахов Р.Р. Использование возможностей Google-карт при изучении интересных природных объектов по дисциплине «География туризма» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т.21, №67. С. 48-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39545147
  12. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии // ЦИТИСЭ. 2021. №2 (28). С.102-115. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.10
  13. Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Полянская Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А Характеристика компетентности школьников, выявляющая проблемы, требующие незамедлительного решения // ЦИТИСЭ. 2020. №2 (24). С. 135-149. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.13
  14. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. – М.: Невский Фонд, 2006. — 205 с.
  15. Чикина Ю.Ю. Теоретические аспекты выбора активных форм и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №21 (242). С. 185-189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27250165

Библиографическая ссылка: Гильманова Г.Р., Иноземцева Д.Н., Курбанова Л.А., Сайфуллин И.Ю., Хамадеева З.А. Роль туристических маршрутов в эстетическом, экологическом воспитании школьников (на примере маршрутов парка «Зигальга») // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 98-108. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.08