ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Квитковская А.А., Береза Н.А.

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ

УДК 37.013

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.55

Егорычев А.М.1,2 (Москва, Россия) — chelovekcap@mail.ru, Ахтян А.Г.1 (Москва, Россия) — ahtyananna@mail.ru, Квитковская А.А.1 (Москва, Россия) — eangelina@yandex.ru, Береза Н.А.1 (Москва, Россия) — berezana@rgsu.net

1Российский государственный социальный университет

2Российская академия наук

Аннотация. В статье рассматриваются важные вопросы, касающиеся «института воспитания» в системе российского образования, его состояния, необходимости оптимизации и модернизации, включая определения перспектив развития. Авторы провели тщательный научно-теоретический анализ данной проблемы; выявили авторские позиции, существующие в российском научно-образовательном сообществе, касающиеся проблемы настоящего исследования; определили основные факторы и условия, определяющие состояние м развитие института воспитания; разработали научные положения, касающиеся оптимизации и модернизации «института отечественного воспитания». Авторы твердо стоят на позиции, которая характеризуется необходимостью модернизации российского института воспитания, его полной интеграции с процессом обучения на всех уровнях российской системы образования (дошкольный, школьный, профессиональный, дополнительный). Данная позиция требует разработки действенной воспитательной парадигмы на основе особенностей русской (российской) культуры, её ценностных ориентаций и с учетом тех вызовов и неблагоприятных действий, которые предоставляет России мировое сообщество. Важным аспектом в модернизации российского института «воспитание-образование», является наступающая информационно-технологическая эпоха. Таким образом, разработка действенной воспитательной парадигмы, её научное обоснование и широкое обсуждение в научно-образовательном сообществе страны, с последующим принятием и закреплением на государственном уровне, позволит ей не только выступать важным социально-политическим вектором, определяющим направление и содержание воспитания подрастающего поколения в стране, но и полностью вернуть его в систему отечественного образования всех её уровней, активно стимулировать процесс педагогизации всего российского общества, всех его институтов и структур.

Ключевые слова: институт воспитание, российская система образования, традиционные смыслы и ценности русской культуры, принципы образования, идеал воспитания.

Список источников:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45842668
  2. Беленчук Л.Н. Просвещение в эпоху Петра Первого // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3(30). С. 54-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26286817
  3. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев, О.В. Гущин, др. — Екатеринбург: Уральский университет, 2015. — 408 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23867777
  4. Вяземский Е.Е. Приоритеты, проблемы и тенденции развития исторического образования в современной российской школе // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: к 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: сб. научн. ст. конф. — М.: Книгодел. 2019. — С. 58-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41301241
  5. Голосова С.В., Федоренко Л.П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Концепт. 2016. № S3. С. 36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25279442
  6. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Вестник Московского университета. 2008. № 1. С. 39-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11659020
  7. Индрисова Р.А. Бесценный вклад К.Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 52-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21716886
  8. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  9. Косенко Т.С. Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России. Дисс. на соиск. канд. филос. наук: специальность 09.00.11. 2009. — Новосибирск: НГТУ. — 162 с.
  10. Мухин О.Н. Роль петровской образовательной политики в российских модернизационных процессах нового времени // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13(141). С. 194-201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21137814
  11. Огольцова Е.Г. Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогики  // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 393-395.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30729414
  12. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. — М.: Педагогика, 1985. — 493 с.
  13. Руль Д.В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия // StudNet. 2020. Т. 3, № 5. С. 58-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42861906
  14. Селиванова Н.Л. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н.Л. Селивановой и П.В. Степанова. — М.: Педагогический поиск, 2017. — С. 4-10 (108 с.). ISBN: 978-5-91569-064-5
  15. Стародубцев М.П. Образовательная политика российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 127-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18962008
  16. Татищев В.Н. Избранные произведения. — Ленинград: Наука, 1979. — 464 с.
  17. Трошкин А.А., Сухарева М.В. Вклад Пирогова в развитие отечественной педагогики // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2, № 4(15). С. 82-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27682380
  18. Филиппов А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2(18). С. 89-97. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16919983
  19. Фролова С.В. Духовно-нравственное воспитание в современной России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1(2) С. 275-277. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25372573
  20. Шурухина Т.Н. Российское образование: опыт прошлого через призму настоящего // Инновационная наука. 2015. № 10(3). С.189-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24319214

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Квитковская А.А., Береза Н.А. Воспитание в системе российского образования: необходимость оптимизации и модернизации // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. C.612-623. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.55