ISSN 2409-7616

Евсеев В.О., Пушкарёва Н.Н.

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НА КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ

УДК 330.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.52

Евсеев В.О.1,2 (Москва, Россия) — manrus@mail.ru, Пушкарёва Н.Н.2 (Москва, Россия) — 89258816869@mail.ru

1ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ

2РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация. Основное исследование направлено на формирование новых подходов к изучению факторов влияющих на развитие молодёжного потенциал в области образования. В качестве таких факторов выступили компоненты студенческого мировоззрения: когнитивный (познавательный) потенциал, аксиологический (ценностный)потенциал и праксеологический (деятельный) потенциал. Также была исследована активность молодёжи при выборе мероприятий связанных с формированием мировоззренческих характеристик. Методология. Был обработан массив социологической информации с 16547 ответами респондентов. На базе существующих ответов была переформатирована семантика ответов под новые цели и задачи. К существующей социологической информации, к базе данных ответов респондентов, была добавлена статистическая информация и рейтинговые показатели «качество жизни населения». Для выявления тесноты связи между изучаемыми процессами применялся корреляционный анализ. Была разработана информационно-аналитическая платформа для обработки массива больших данных. Результаты.  Для каждой мировоззренческой компоненты: когнитивной (познавательной), аксиологической (ценностной) и  праксеологической (деятельной) были получены числовые значения, которые вычислялись и имели конкретные значения в зависимости от сопряженного фактора: выбранного региона, уровня образования, уровня жизни, выбора ответа (от 1 до 5). Таким же образом вычислялся «индекс активности». Полученные и систематизированные результаты позволили определить направления развития молодёжного потенциала в образовательном пространстве. Были выявлены два основных направления. Одно направление связано с увеличением значимости мировоззренческих ценностей в системе образования молодёжи, второе — за счёт увеличения и привлечения количества мероприятий, обеспечивающих высокий молодёжный образовательный потенциал. Была предложена новая формулировка молодёжного потенциала. Выводы. Развитие молодёжного потенциала неразрывно связано с развитием молодёжного мировоззрения. Исследования показали отсутствие количественного доминирования молодёжи, которые позитивно относятся к мировоззренческим ценностям. Безусловно, проводимая молодёжная политика должна быть направлена на то, чтобы молодёжь ясно видела неразрывную взаимосвязь между возможностями реализации своего молодёжного потенциала и её высокими мировозренческими компонентами.

Ключевые слова: образовательная среда, студенты, молодёжный потенциал, мировозренческие компоненты: познавательные, ценностные, деятельные; уровень жизни, социологическое исследование, корреляционный анализ.

Список источников:

  1. Ахматшина Г.Р. О связи общественной молодежной политики и государственной молодежной политики в деятельности молодежных организаций // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 257-263. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=41799853
  2. Арифуллина Л.Н. Профориентация молодежи как фактор развития молодежного кадрового потенциала // Муниципальная академия. 2017. № 4. С. 173-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32306596
  3. Бахарева Е.А., Пойда Е.Е. Молодежный потенциал: перспективы развития сельских территорий // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 4-2 (38). С. 56-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44590850
  4. Белоусов А.В. Молодежный парламентаризм как способ развития системы управления молодежной политикой // Вестник современных исследований. 2018. № 10.4 (25). С. 47-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36311125
  5. Вьюгина С.В. Формирование критического мышления и развитие интеллектуального потенциала студента в образовательном процессе // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2017. Т. 1. С. 283-287. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29852263
  6. Елоев А.А., Кесаева Ж.Э. Воспитательный потенциал социокультурных институтов в совершенствовании молодежной политики // ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 447-453. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45645453
  7. Завертяева Ю.А., Трушкова И.Н.  Студенческое самоуправление как инструмент формирования молодежного кадрового потенциала // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 4. С. 48-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36853093
  8. Иванова Н.Г., Хребтищев В.Н. Реализация творческого и научного потенциала через молодежные инновационные проекты // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 173-177.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42709375
  9. Кузнецова О.Б. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 7 (46). С. 356-360. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=37043121
  10. Казакова Е.О., Малышев М.А. Коммуникационные практики и кадровый потенциал российской молодежной политики (социологический анализ) // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 6. С. 196-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27544166
  11. Кашников Д.В. Проект по формированию молодежного политического потенциала // ЦИТИСЭ. 2016. № 5 (9). С. 39. https://elibrary.ru/item.asp?id=28131484
  12. Лантух О.С., Родин А.В. Наращивание молодежного цифрового потенциала как тренд развития экономики // Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 191-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49488957
  13. Мурзагалина Г.М. Инновационный потенциал региона и формирование молодежной предпринимательской культуры // Инновации и инвестиции. 2020. № 12. С. 3-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44592695
  14. Макаров С.Н., Савин В.А. Молодежный потенциал в модернизации общественных процессов // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. 2017. № 3. С. 69-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30022483
  15. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство в государственной молодежной политике: реализация потенциала студенчества//Интеграция образования. 2005. № 1-2 (38-39). С.7-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11714847
  16. Халиман М.А. Структура мировоззренческих ориентаций // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 1238-1243.   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23295891

Библиографическая ссылка:

Евсеев В.О., Пушкарёва Н.Н. Влияние уровня жизни на компоненты мировоззренческого потенциала молодёжи // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. C.579-589. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.52