ISSN 2409-7616

Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р., Зайнуллина Г.И.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.46

Галимуллина Н.М.1 (Казань, Россия) — nadiyagalimullina@yandex.ru, Феоктистова И.Р.2 (Казань, Россия) — ilkur80@mail.ru, Зайнуллина Г.И.3 (Казань, Россия) — gulshat.kaz@mail.ru

1Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ

2Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

3Университет управления «ТИСБИ»

Аннотация. Исследование посвящено всестороннему анализу возможностей работы с концептом «командное взаимодействие» в рамках образовательного процесса. Авторы акцентируют внимание на значимости социальной интеракции, понимании роли и преимуществ командной работы и умении наладить эффективное взаимодействие в малой группе в рамках обучения, как прообразе будущей профессиональной деятельности. В работе указано, что, являясь разновидностью «мягкого навыка», командная работа предусмотрена как компонент универсальной компетенции, регламентированной федеральными государственными образовательными стандартами для освоения студентами. На основе методов педагогического эксперимента и наблюдения, а также опроса обучающихся исследователи стремились найти корреляцию между механизмом формирования малой учебной группы, качественными характеристиками членов рабочего коллектива и используемыми студентами практиками командной работы. Исследование показало, что в случае определения состава участников группового учебного проекта на основе взаимного выбора обучающихся, эффективность их работы как в процессе выполнения задания, так и на стадии оценки итогового результата, повышается. Часть исследования содержит анализ специфики коммуникаций в ходе командной работы и проблемы лидерства в рабочем коллективе. Так, опрос показал, что в ходе командной деятельности, студенты способны делать вывод о вкладе каждого из участников в достижение общей цели и резко реагируют на проявление неравноценного участия, неодинакового распределения времени, посвящаемого проекту. Для формирования навыков командного взаимодействия необходимо активнее применять методы групповой работы еще в процессе обучения для того, чтобы на предприятия были направлены выпускники, умеющие эффективно работать не только в индивидуальном, но и в групповом формате.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, малая группа, команда, навыки командной работы, онлайн обучение, педагогические приемы, универсальные компетенции.

Список источников:

  1. Escolà-Gascón Á., Gallifa J. How to measure soft skills in the educational context: psychometric properties of the SKILLS-in-ONE questionnaire // Studies in Educational Evaluation. 2022. Vol. 74. Id. 101155. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101155
  2. Логинова А. В. Студенческая командная работа как составляющая учебного процесса в высшей школе // SAEC. 2021. №1. C. 512-519. DOI: http://10.18720/SPBPU/2/id21-100
  3. Nyarko S.C., Petcovic H.L. Essential teamwork skills: Perspectives of environmental geoscience employers // Journal of Geoscience Education. 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/10899995.2022.2044665
  4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Щербакова А.А. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4. C. 203-206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46326662 
  5. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. №10. С. 63-77. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-63-77
  6. Ramdeo S., Balwant P., Fraser S.H. Not another team assignment! Student perceptions towards teamwork at university management programs // Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2022. Vol. 12, No. 6. P. 1122-1137. DOI: https://doi.org/10.1108/HESWBL-01-2022-0015
  7. Khanfar A. R. Teachers’ insights into the role of teamwork among students in public schools // Cypriot Journal of Educational Sciences. Vol. 16, Issue 6. P. 2981-2993. DOI: https://doi.org/10.18844/cjes.v16i6.6487
  8. De Prada E., Mareque M., Pino-Juste M. Teamwork skills in higher education: is university training contributing to their mastery? // Psicologia: Reflexao e Critica. 2022. Vol. 35, Issue 1, P. 5. DOI: https://doi.org/10.1186/s41155-022-00207-1
  9. Garcia R., Liao C.-J., Pearce A., Treude C. Gender influence on communication initiated within student teams // SIGCSE 2022 — Proceedings of the 53rd ACM Technical Symposium on Computer Science Education. 2022. Vol. 1. P. 432-438. DOI: https://doi.org/10.1145/3478431.3499279
  10. Holen A., Sortland B. The Teamwork Indicator–a feedback inventory for students in active group learning or team projects // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47, Issue 2. P. 230-244. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2021.1985435
  11. Davis A.S., Kafka A.M., González-Morales M. Team belonging: Integrating teamwork and diversity training through emotions small group research // SAGE. 2022.Vol. 53, Issue 1. P. 88-127. DOI: https://doi.org/10.1177/10464964211044813
  12. Lee E.K., Chung W., Hong W. Task conflict and team performance: roles of expertise disparity and functional background diversity // International Journal of Conflict Management. 2022.Vol. 33, No. 4. P. 668-683. DOI: https://doi.org/10.1108/IJCMA-08-2021-0130
  13. Käosaar A., Marques-Quinteiro P., Burke S. Fantastic teams and where to find them: understanding team processes in space and analog environments through the IMOI framework // Team Performance Management. 2022. Vol. 28, Issue 3-4. P. 109-124. DOI: https://doi.org/10.1108/TPM-02-2021-0012
  14. Zaug P., Gros C., Wagner D. Development of an innovative educational escape game to promote teamwork in dentistry // European Journal of Dental Education. 2022.Vol. 26, Issue 1. P. 116-122. DOI: https://doi.org/10.1111/eje.12678
  15. Kazemitabar M.A., Lajoie S.P., Tianshu L.T. A classification of challenges encountered in complex teamwork settings international // Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. 2022. Vol. 17. P. 225-247. DOI: https://doi.org/10.1007/s11412-022-09370-0
  16. Gilstrap C.A., Srivastava S., Gilstrap C.M. Making sense of teamwork in mobile hybrid teams: a lexical analysis // Team Performance Management. 2022. Vol. 28, No. 5/6. P. 382-397. DOI: https://doi.org/10.1108/TPM-11-2021-0080
  17. Handke L., Klonek F., O’Neill T., Kerschreiter R. Unpacking the role of feedback in virtual team effectiveness // SAGE. 2022. Vol. 53, Issue 1. P. 41-87. DOI: https://doi.org/10.1177/1046496421105711
  18. Magana A. J., Karabiyik T., Thomas P., Jaiswal A., Perera V., Dworkin J. Teamwork facilitation and conflict resolution training in a HyFlex course during the COVID-19 pandemic // Journal of Engineering Education.2022.Vol. 111, Issue 2. P. 446 – 473. DOI: https://doi.org/10.1002/jee.20450
  19. Малова М.М., Позднякова Г.А. Опыт формирования навыка работы в команде на занятиях по иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. C.195-198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44325466
  20. Tumpa R.J., Skaik S., Ham M. Authentic design and administration of group-based assessments to improve the job-readiness of project management graduates // Sustainability. 2022. Vol. 14(15). Id. 9679. DOI: https://doi.org/10.3390/su14159679
  21. Warhuus J.P., Günzel-Jensen F., Robinson S. Teaming up in entrepreneurship education: does the team formation mode matter? // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2021. Vol. 27, Issue 8. P. 1913-1935. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEBR-10-2020-0701
  22. Klasmeier K.N., Rowold J.A diary study on shared leadership, team work engagement, and goal attainment // Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2022, Vol. 95, Issue 1, P. 36-59. DOI: https://doi.org/10.1111/joop.12371
  23. Soltész L., Berényi L. The appropriate way of sharing project information: a student approach // Vehicle and Automotive Engineering. 2022. Vol. 4. P. 636-647. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-15211-5_53
  24. Varhelahti M. Diversity and communication in virtual project teams // 2021 IEEE Transactions on Professional Communication. 2021. Vol. 64, Issue 2. P. 201-214. DOI: https://doi.org/10.1109/TPC.2021.3064404      
  25. Pollack J, Matous P. Testing the impact of targeted team building on project team communication using social network analysis // International Journal of Project Management. 2019.Vol. 37, Issue 3. P. 473-484. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2019.02.005
  26. Липатова С.Д., Хохолева Е.А. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2021. №1. С.57-70. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.5  
  27. Лизунков В.Г., Полицинская Е.В., Ергунова О.Т. Развитие командной компетенции у выпускников технических вузов на базе коллаборативного обучения // Перспективы науки и образования. 2021. №1 (49). С. 92-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44852453
  28. Солдатова О.Б. Роль командного проекта в процессе формирования навыков говорения на английском языке // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. №3 (11). C.58-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44008088   
  29. Bakare S.F., Ojulokunrin R.W., Jagun Z. The mediating impact of assessment process in the relationship between project-based learning and teamwork skills’ development // Journal of Management Info. 2020. Vol. 7, Issue 4. P. 248-258. DOI: https://doi.org/10.31580/jmi.v7i4.1719
  30. Гриб Е.В., Коломоец Е.Н., Латышева В.В. Игровые методы формирования компетенции «командная работа и лидерство» в подготовке инженеров // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 125-134. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617 2020-29-10-125-134  

Библиографическая ссылка:

Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р., Зайнуллина Г.И. Формирование и реализация командного взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.503-517. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.46