ISSN 2409-7616

Виниченко В.А.

ПРАКТИКА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.45

Виниченко В.А.1 (Якутск, Россия) — vera_vinichenko@mail.ru

1Северо-Восточный федеральный университет

Аннотация. Актуальность проблемы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров по рекламе и связям с общественностью обусловлена конкретными требованиями работодателей и тенденциями социально-экономического развития страны, нацеленного на повышение качества жизни населения России. Компетентностный подход в системе высшего образования позволяет обеспечивать качество подготовки обучающихся, конкурентоспособность которых на рынке труда зависит от уровня развития их умений и навыков, основательности базы специфичных знаний. Практическая подготовка в рамках образовательной программы направленна на становление данных компетенций обучающихся и способствует успешной реализации студентов в выбранной специализации. Цель статьи – представить особенности формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся в процессе прохождения производственной практики по направлению подготовки 42.01.03.«Реклама и связи с общественностью», отметив при этом, что обеспечить развитие всей совокупности компетенций, определяемых учебным планом программы обучения, не всегда представляется возможным. В данной ситуации, в целях достижения значимых результатов по формированию компетенций обучающихся, автором предложено использовать компетентностно-ориентированные задания со свободно конструируемым ответом. В исследовании использовались теоретические (изучение литературных источников, анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические методы (анализ отчетов по практике студентов, наблюдение, беседа и др.). Приоритетным подходом к исследованию является компетентностный. В статье отражена суть понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетентностно-ориентированное задание». Раскрыто содержание основных задач, этапов производственной практики, представлены общие задания для сбора информации и анализу деятельности профильной организации, а также совокупность выполненных практикантами индивидуальных поручений, приведена балльно-рейтинговая система оценки результатов практики. В целях успешного формирования компетенций обучающихся разработаны компетентностно-ориентированные задания и критерии их оценки, выделены организационно-педагогические условия продуктивности обучения. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования представленных заданий в практической подготовке студентов вузов, решивших специализироваться в сфере массовых коммуникаций.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, компетентностно-ориентированные задания, реклама и связи с общественностью, бакалавры.

Список источников: 

  1. Ахметшин Э.М. Проблемы формирования компетенции студентов вузов // Современное педагогическое образование. 2019. №9. С.6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41349758
  2. Безусова Т.А. Характеристика и особенности составления компететностно-ориентированных заданий для занятий в вузе // Juvenis scientia. 2018. №1. С. 26-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32621331
  3. Василькова Н.А. Нормативно-методические аспекты формирования фондов оценочных средств в модели ФГОС 3++ по направлению высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 2. С. 62-77. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-62-77
  4. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» // Вестник евразийской науки. №2014. №3 (22). С. 1-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asm?id=22285285
  5. Галимуллина Н.М. О методах обучения бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» работе с PR-текстами // Инернет-журнал «Мир науки». 2015. №3. С. 1-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25399405
  6. Глущенко О.А., Гришанин Н.В. Практико-ориентированная модель обучения по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» // / Коммуникология. 2020. Т. 8, №3. С. 73-93. DOI: http://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-3-73-93
  7. Инновационное развитие России: проблемы и решения: монография / Коллектив авторов: Абдикеев Н.М., Бобылев Г.В., Богачев Д.Ю. и др. — Пенза: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. — 112 c. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22427593
  8. Караханова Г.А., Оруджалиева Е.Е., Караханов М.Н. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования профессиональной деятельности будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13, № 1. С. 29-33. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-29-33
  9. Ковальчук Н.Н., Ставер Т.Г. Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования (теоретический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2 (69). С. 411. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34904443
  10. Коротун А.В., Николаева М.А. Надпредметная интеграция в организации практики студентов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Педагогическое образование в России. 2018. №6. С.69-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35212060
  11. Коршунова О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S1. С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25591274
  12. Михалева Е.П., Болдырева Р.Ю. Организация практики при подготовке бакалавров менеджмента // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. №3-1. С. 141-154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27241119
  13. Ноздров П.А. Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 9. С. 1-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49479514
  14. Пупышева М.В., Харитонова М.А. Область применения профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. №.4 (808). С.112-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36815217
  15. Синкина Е.А., Тарасюк О.В., Ханов А.М. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. 146 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32771544
  16. Сыченкова А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7, №4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24312520
  17. Чилингир Е.Ю., Мытько И.Е. Новые подходы к организации практики по рекламе и связям с общественностью // Высшее образование сегодня. 2018. №8. С. 20-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395792

Библиографическая ссылка:

Виниченко В.А. Практика в становлении профессиональных компетенций  бакалавров по рекламе и связям с общественностью // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.487-502. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.45