ISSN 2409-7616

Цораева Ф.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

УДК 371                                              

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.43

Цораева Ф.Н.1 (Владикавказ, Россия) — aslan.sukhov.95@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена обоснованию педагогического потенциала русской духовной музыки в нравственно-эстетическом воспитании современного подрастающего поколения. Одним из основных направлений нравственно-эстетического воспитания является формирование художественного сознания, регламентирующего и направляющего творческую деятельность обучающихся. В современном образовательном процессе наибольшую актуальность приобретают программы обучения школьников творческому композиционному мышлению. Создание педагогическими средствами художественного образа музыкального пространства, хореографического движения и ритма, знаково-символического литературного пространства, сценарной среды, является содержанием воспитания в решении нравственно-эстетических вопросов. Художественный образ, как единое целостное восприятие мира, становится основой формирования художественного сознания обучающихся. Переход на качественно новый уровень миросозерцания и мироощущения дает возможность для расширения форм нравственно-эстетического воспитания, формирования у обучающихся способности к творческой, художественной деятельности. Процесс нравственно-эстетического воспитания, в соответствии с принятыми в обществе духовными ценностями и нравственными приоритетами, направлен на формирование у молодых людей способности к самостоятельному решению жизненно важных задач, успешной реализации своих планов с опорой на собственные ресурсы, интеллектуальный потенциал и художественно-творческую деятельность. Рождение творческой индивидуальности, структуры художественного сознания с его уникальной внутренней звуковой, словесной, ритмической интонацией, со своим неповторимым языковым стилем, цветовой пластикой – процесс, требующий долгих и напряженных совместных усилий педагога и студента. В междисциплинарном взаимодействии важный акцент в реализации таких программ делается и на литературу, как опорную форму в знаково-образном отображении внешних и внутренних процессов. В связи с этим, автор попытался раскрыть специфику нравственно-эстетического воспитания молодого поколения с педагогической точки зрения, опираясь на потенциал духовной музыки.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственно-эстетическое воспитание, подрастающее поколение, духовная музыка, педагогический потенциал.

Список источников:

  1. Антонова Г.Г. О мотивации школьников к занятиям музыкой // В сборнике: Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. — С. 259-261. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36832426
  2. Бидеева А.Н. Художественно-эстетическое развитие // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 429-432. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26395976
  3. Богословы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biografguru.ru/by/bogoslov (дата обращения 10.09.2022).
  4. Великие русские композиторы. [Электронный ресурс]. URL: https://www /velikie-russkie-kompozitory/ (дата обращения 10.09.2022).
  5. Давыдова Е.А. Условия реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности в процессе обучения иностранному языку // Наука и школа. 2013. № 5. С. 97-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20804076
  6. Дорожко А.А. К вопросу о сущности понятия «музыкальная культура молодежи» // Искусство и культура. 2016. № 4 (24). С. 81-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27683139
  7. Зеленская А. Духовная музыка на уроках в начальной школе // Искусство в школе. 2008. № 1. С. 48-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9918380
  8. Иванов А.В. Духовно-нравственное развитие подростков: социально-психологические особенности // ЦИТИСЭ. 2018. № 3 (16). С. 10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36663889
  9. Москалец С.М. Музыка Д.Д. Шостаковича, как средство духовно-нравственного воспитания человека // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-2. С. 85-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27424237
  10. Пугачева Н.В., Филянина Л.А., Любавина Ю.С. Духовная музыка как средство духовно-нравственного воспитания. — Ульяновск:  Ульяновский государственный университет, 2016. — 71 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27453869
  11. Пырикова О.В. Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки // Вестник Брянского государственного университета. 2008. № 1. С. 54-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11969899
  12. Сухачева О.Д, Савилова С.Г., Бибишева Т.М. Нравственно-духовное и эстетическое воспитание школьников // Альманах мировой науки. 2016. № 6-2 (9). С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26310658
  13. Тринеева И.М. Русская духовная музыка XIX века // Культура и наука Дальнего Востока. 2020. № 1 (28). С. 106-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42991423
  14. Фролова Н.А., Алещанова И.В. Понятие ресурсной базы человека в парадигме духовно-нравственного воспитания // Primo Aspectu. 2022. № 1 (49). С. 50-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48092694
  15. Чжан Л., Лю Ч. Русская духовная музыка как культурный феномен // Человек. Социум. Общество. 2021. № 6. С. 34-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46707547

Библиографическая ссылка:

Цораева Ф.Н. Педагогический потенциал духовной музыки в нравственно-эстетическом воспитании // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.470-478. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.43