ISSN 2409-7616

Ломов С.П., Кошаев В.Б., Сокольникова Н.М.

СИСТЕМНОСТЬ И ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.013

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.30

Ломов С.П.1 (Москва, Россия) — sp-lomov@mail.ru, Кошаев В.Б.1 (Москва, Россия) — xgf@mpgu.ru, Сокольникова Н.М.1 (Москва, Россия) — sokolnat@yandex.ru

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Художественно-графические факультеты, сформированные в вузах  СССР, и сегодня представляют уникальное сбалансированное профессиональное образование —  воспитательно-образовательные комплексы, которые сегодня требуют определенных уточнений по ряду вопросов в художественно-педагогической образовательной систематике. Подход к этой проблеме важно рассмотреть в природе художественно-педагогических изменений в конце ХХ – начале XXI вв. в связи с принципиальными факторами культурного процесса.  В связи с усилением интереса к данной предметности, сама современная изобразительная стратегия профессионального обучения искусству, испытывает давление морфологического членения на различные виды творчества. И, хотя этот факт признается настоятельной потребностью настоящего времени, он требует особого академического понимания и серьезной методологической проработки. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, позволили авторам признать следующие положения: а)  важно на новом этапе развития страны сформировать концепции комплексного отношения к сфере педагогике искусства в межотраслевом и междисциплинарном проектировании взаимоотношений и дать им должное научное обоснование; б) перспективой практического плана преобразований, которые должны быть проведены в системе отечественного образования, важно рассмотреть существующие на сегодня различные образовательные технологии, которые бы максимально учитывали наиболее актуальные вопросы использования культурологического содержания отечественного наследия в педагогике искусства и формировании соответствующего тезауруса понятий и определений; в) также важно категориальное обеспечение и разработка содержания направления «Искусство народов России». Здесь необходима должная оценка существующих предложений в сфере учебно-методического обеспечения школьного и вузовского секторов.

Ключевые слова: изобразительное искусство, педагогика искусства, культурология искусства, системность художественно-педагогических задач.

Список источников:

  1. Дружинин А.С. Проблемы художественного образования в педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6  С. 107-111. EDN: TVHBCK URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42341167
  2. Игнатьев С.Е., Сокольникова Н.М. Объемные построения в изобразительной практике детей // Право и практика. 2015. № 4. С. 141-147. EDN: VDGNSN URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25099455
  3. Колбышева С.И. Педагогика искусства: психологический аспект // Человек. Культура. Образование. 2019. № 2(32). С. 213-223. EDN: YOXMWL DOI: 10.34130/2223-1277-2019-2-213-223
  4. Канунникова Т.А. Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и художественной педагогике // Педагогика: традиции и инновации: Матер. IV Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 28-31.
  5. Корженко О.М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире: матер. III Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Реноме, 2013. — С. 95-97. EDN: VMRCHZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25529296
  6. Кошаев В.Б., Ганцева Н.Н. Системность и целостность в теории искусства // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 4-1. С. 21-35. EDN: DSPBPW DOI: 10.37485/1997-4663-2020-4-1-21-35
  7. Кошаев В.Б. Категория формы в искусстве как ресурс культурной идентификации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2022.  Т.1, №1-1. С. 22-40. EDN: KWYUFR DOI: 10.37485/1997-4663_2022_1_1_22_40
  8. Ломов С.П. Дидактика художественного образование. Монография. — М.: Педагогическая академия, 2010. — 103 с.
  9. Педагогика искусства и современное художественное образование: монография / Е.М. Акишина, Л.Л. Алексеева, Е.А. Бодина, др. — М.: Творческий центр Сфера. 2017. — 306. ISBN: 978-5-9949-1877-7
  10. Педагогика и искусство в современной культуре: науч. и науч. — метод. ст. по матер. четвертой всеросс. пед. конф. «Педагогика и искусство в современной культуре» (27-28 февраля 2021 г.). — Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2021. — 215 с. ISBN 978-5-8392-0893-3
  11. Раджабов И.М., Нурудинова А.М.  О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2017. № 14 (148). С. 647-649.
  12. Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 101. EDN: YMGZFB URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36344903
  13. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства, учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2012. — 256 с. ISBN 978-5-7695-7988-2
  14. Сокольникова Н.М., Аманжолов С.А. Обучение студентов методике преподавания изобразительного искусства с помощью онлайн технологий // ЦИТИСЭ. 2022. № 2. С. 96-102. EDN: FUCCYK DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.08
  15. Чурашов А.Г. Арт-педагогика как перспективное направление в современной парадигме образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 227-240. EDN: NEFNGR DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.014
  16. Штанько И.В. Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей // Педагогическое искусство. 2019. № 1. С. 138-140. EDN: JKPQTU URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41228637
  17. Шатунова О.В., Хабибуллина Г.В. Артпедагогика как инновационное направление в реализации инклюзивного образования // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 332-336. EDN: WKTJVD DOI: 10.17117/na.2016.07.01.332

Библиографическая ссылка:

Ломов С.П., Кошаев В.Б., Сокольникова Н.М. Системность и факторы педагогики искусства в художественно-графическом образовании // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.315-326. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.30