ISSN 2409-7616

Шилович О.Б., Алексеенко А.Г.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

УДК 331.363

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.39

Шилович О.Б.1 (Краснодар, Россия) — olegrgups@mail.ru, Алексеенко А.Г.2 (Краснодар, Россия) — harbourage@yandex.ru

1Кубанский государственный технологический университет

2Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается влияние институциональных факторов на возможность применения активных методов обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала (рабочих, бригадиров, мастеров) на предприятиях железнодорожного транспорта. Результатами исследования являются данные, полученные в результате опроса слушателей различных предприятий железнодорожного транспорта Северо-Кавказской железной дороги, входящих в состав структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги». В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности учебного процесса с учетом институциональных факторов, лежащих в различных плоскостях – социально-демографических, организационных и методологических. Социально-демографические факторы обусловлены уровнем образования слушателей, проходящих обучение. Представлена структура слушателей по уровню имеющегося образования, которые обучаются на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Организационные факторы представлены учебно-материальной базой и образовательной средой.  Методологическим фактором является возможность адаптации к изменяющимся условиям учебной среды методов активного обучения. Методологический фактор рассмотрен на примере деловой игры. Отмечена важность учета влияния использования технических средств обучения в аудитории на методику проведения занятий. В статье рассмотрены лишь некоторые методические особенности использования активных методов обучения при проведении занятий с персоналом. Учебный процесс в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров является творческим и может трансформироваться с учетом изменений и совершенствования методики проведения занятий.

Ключевые слова: система повышения квалификации, трудовые ресурсы, институциональные факторы обучения.

Список источников:

  1. Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т.В. Резервы роста производительности труда в условиях цифровой трансформации // Terra Economicus. 2020. № 18(4). С. 47-66. EDN: GZBIDR DOI: https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-4-47-66
  2. Егельская Е.В., Сорокина Д.Н. Система аттестации специалистов транспортных предприятий // Безопасность техногенных и природных систем. 2020. № 2. С. 14-18. EDN: MBCZQY DOI: https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-2-14-18
  3. Елина Л.А., Максимов В.А. Новые требования к подготовке кадров для железнодорожного транспорта // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2. № 4. С. 392-397 EDN: MQESOZ DOI: https://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.4.392-397
  4. Комяков А.А., Легчилина Е.Ю., Ткаченко Ж.В. Подходы к оценке влияния трансформации профессиональных компетенций персонала на энергетическую эффективность предприятий железнодорожного транспорта // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2021. № 2 (50). С. 57-66. EDN: GGMXRR DOI: https://doi.org/10.20291/2079-0392-2021-2-57-66
  5. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Завиваев Н.С. Вклад высококвалифированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17, № 3. С. 873-887. EDN: OFKKYX DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-11           
  6. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гапонова Н.С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15, №. 1. С. 107-120. EDN: ZALWVN DOI: https://doi.org/10.17059/2019-1-9
  7. Самарина М.В., Щантагарова Б.Д. Особенности повышения квалификации работников железнодорожного транспорта // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2020. № 6. С. 284-290 EDN: MAMWIA URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42929563
  8. Скораева Е.А., Тарасюк О.В. Исследование потребности в повышении уровня управленческих компетенций руководителей и специалистов железнодорожного транспорта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1 (38). С. 83-88 EDN: LQGBKT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37416903
  9. Bernardino G., Curado  C. Training Evaluation: a Configurational Analysis of Success and Failure of Trainers And Trainees // European Journal of Training and Development. 2020. Vol. 44 (4-5). P. 531-546. DOI: https://doi.org/10.1108/EJTD-10-2019-0177
  10. Elrehail H., Harazneh I., Abuhjeeleh M., Alzghoul A., Alnajdawi S., Ibrahim H.M.H. Employee Satisfaction, Human Resource Management Practices and Competitive Advantage: the Case of Northern Cyprus // European Journal of Management and Business Economics. 2019.Vol. 29 (2). P. 125-149. DOI: https://doi.org/10.1108/EJMBE-01-2019-0001
  11. Han J.H., Kang S., Oh I.-S. The Goldilocks Effect of Strategic Human Resource Management? Optimizing the Benefits of a High-Performance Work System through the Dual Alignment of Vertical and Horizontal Fit // Academy Of Management Journal. 2019. Vol. 62 (5). P. 1388-1412. DOI: https://doi.org/10.5465/amj.2016.1187
  12. Ju B. The Roles of the Psychology, Systems and Economic Theories [n Human Resource Development // European Journal of Training and Development, 2019, Vol.  43 (1-2), P. 132-152.  DOI: https://doi.org/10.1108/EJTD-02-2018-0020
  13. Latukha M., Veselova A. Talent Management, Absorptive Capacity, and Firm Performance: Does It Work in China and Russia? // Human Resource Management. 2019. Vol. 58 (1). P. 503-519.  DOI: https://doi.org/10.1002/hrm.21930
  14. Leslie L.M., King E.B., Clair J.A. Work-Life Ideologies: The Contextual Basis and Consequences of Beliefs about Work and Life // Academy of Management Review. 2019. Vol.  44 (1).  P. 72-98. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2016.0410
  15. Li C., Ashraf S.F., Shahzad F., Influence of Knowledge Management Practices on Entrepreneurial and Organizational Performance: a Mediated-Moderation Model // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11, P. 577106 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.577106

Библиографическая ссылка:

Шилович О.Б., Алексеенко А.Г. Институциональные факторы повышения квалификации персонала // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.450-458. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.39