ISSN 2409-7616

Плащевая О.В., Иванчук Е.В.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА КАК ДРАЙВЕР В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

УДК 371.3:004.738.52

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.33

Плащевая О.В.1 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук Е.В.2 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Социальные сети в настоящее время становятся далеко не средством общения. Расширяя свои возможности, социальные сети являются площадкой для обсуждения различного рода тем и вопросов, инструментом рекламы, средством он-лайн аудио и видео связи, а также оперативным источником информации наряду с традиционными средствами массовой информации. Социальные сети используются и в сфере медицины, фармации и в системе здравоохранения в целом, в связи с чем среди практикующих врачей, исследователей в данной предметной области, потенциальных пациентов и пользователей сетей возникают спорные мнения об их полезности. В качестве преимуществ применения социальных сетей в области медицины и здравоохранения выделяется возможность пропагандировать здоровый образ жизни и создавать мотивацию для изменения отношения к собственному здоровью, повышать уровень профессионализма путем обмена опытом, осуществлять мониторинг за больными с хроническими заболеваниями. Однако, широкие возможности социальных сетей влекут за собой проблемы и риски, связанные с предоставлением недостоверной информации, нарушением конфиденциальности предоставления личных данных пациентов, нарушением этики и границ общения врача и пациента. Противоречивость в мнении о роли социальных сетей в медицине подтверждено авторами данного исследования путем анкетирования обучающихся и профессорско-преподавательского состава медицинских университетов. Обобщение полученных данных позволило установить, что преобладающее большинство обучающихся вузов относятся к социальным сетям крайне положительно, тогда как преподаватели вузов осознают риски использования сетей в сфере диагностики и лечения заболеваний. Результаты исследования и контент-анализ научно-исследовательской литературы подтвердили необходимость разработки специальных образовательных программ дополнительного профессионального образования врачей и рабочих программ дисциплин, направленных на формирование    коммуникативных навыков общения медицинских и фармацевтических работников в социальных сетях, знаний в области нормативно-правовой документации и этики общения в различного рода интернет ресурсах.

Ключевые слова: социальные сети, информация в сфере медицины и здравоохранения, обучение студентов-медиков.

Список источников:

  1. Рослякова М.В. Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт // Социодинамика. 2019.  № 9. С. 82 — 99. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.9.30298  
  2. Родина Л.В. Регламентация поведения сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих в социальных сетях как инструмент управления репутацией ведомства // Академическая мысль. 2018. № 3. С.36-39. EDN: XUNLAT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35330889
  3. Espino-Gaucin I., Rodríguez C., Ávila J. Social Networks and Their Role in Current Medicine: An Indispensable Tool for Doctors // Journal of Biosciences and Medicines. 2020. No.8. P.15-25. DOI: https://doi.org/10.4236/jbm.2020.88002
  4. Туторская М.С. Медицинские социальные сети: возможности и риски использования // Менеджер здравоохранения. 2014. №12. С.30-38. EDN: TNZNTZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23213554
  5. 5.                  Ibarra-Yruegas B.E., Camara-Lemarroy C.R., Loredo-Díaz L.E. Social networks in medical practice // Medicina Universitaria. 2015. Vol. 17, No. 67. P. 108-113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rmu.2015.01.008
  6. Farnan J.M., Snyder S.L., Worster B.K. Online medical professionalism: patient and public relationships: policy statement from the American College of Physicians and the Federation of State Medical Boards // Ann Intern Med. 2013. No. 158(8). P. 620–627. URL: https://doi.org/10.7326/0003-4819-158-8-201304160-00100
  7. Peck J.L. Social media in nursing education: responsible integration for meaningful use // Journal  Nurs Educ. 2014. No.19. P.1–6. DOI: https://doi.org/10.3928/01484834-20140219-03
  8. Childs L.M., Martin C.Y. Social media profiles: striking the right balance // Am J Health System Pharm. 2012. No. 69(23). P. 2044–2050. DOI: https://doi.org/10.2146/ajhp120115
  9. Fogelson N.S., Rubin Z.A., Ault K.A. Beyond likes and tweets: an in-depth look at the physician social .media landscape // Clin Obstet Gynecol. 2013. No. 56(3). P. 495–508. DOI: https://doi.org/10.1097/GRF.0b013e31829e7638
  10. Chauhan B., George R., Coffin J. Social media and you: what every physician needs to know // Journal Med Pract Manage. 2012. No. 28(3). P. 206–209.
  11. Lambert K.M., Barry P., Stokes G. Risk management and legal issues with the use of social media in the healthcare setting // JournalHealthc Risk Manag. 2012. No. 31(4). P.41–47. DOI: https://doi.org/10.1002/jhrm.20103
  12. George D.R., Rovniak L.S., Kraschnewski J.L. Dangers and opportunities for social media in medicine // Clin Obstet Gynecol.2013. No. 56(3). P. 453–462. DOI: https://doi.org/10.1097/GRF.0b013e318297dc38
  13. Househ M. The use of social media in healthcare: organizational, clinical, and patient perspectives // Stud Health Technol Inform. 2013. No. 183. P. 244–248.
  14. Yang Q. Are social networking sites making health behavior change interventions more effective? A meta-analytic review// Journal Health Commun. 2017. No. 22(3). P. 223-233. DOI: https://doi.org/10.1080/10810730.2016.1271065
  15. Jin Y., Austin L., Vijaykumar S. Communicating about infectious disease threats: insights from public health information officers // Public Relations Rev. 2019. No. 45(1). P. 167-177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.12.003
  16. Vandormael A., Adam M., Greuel M. An entertainment-education approach to prevent COVID-19 spread: study protocol for a multi-site randomized controlled trial // Trials 21. 2020. No.1025. DOI: https://doi.org/10.1186/s13063-020-04942-7   
  17. Chen J., Wang Y. Social Media Use for Health Purposes: Systematic Review // Journal Med Internet Res. 2021. No. 23(5). e17917. DOI: https://doi.org/10.2196/17917   
  18. Li H., Xue L., Tucker J.D. Condom use peer norms and self-efficacy as mediators between community engagement and condom use among Chinese men who have sex with men // BMC Public Health. 2017. No. 17(1). P. 641 DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-017-4662-4
  19. Miropolsky EM, Scott Baker K, Abbey-Lambertz M, et al. Participant Perceptions on a Fitbit and Facebook Intervention for Young Adult Cancer Survivors: A Qualitative Study // Journal of Adolescent and Young Adult Oncology. 2020. No. 9(3). P. 410-417. DOI: https://doi.org/10.1089/jayao.2019.0072
  20. Fang Y., Ma Y., Mo D. Methodology of an exercise intervention program using social incentives and gamification for obese children // BMC Public Health. 2019. No. 19(1). P. 686. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-019-6992-x
  21. Helm J., Jones R.M. Practice paper of the academy of nutrition and dietetics: social media and the dietetics practitioner: opportunities, challenges, and best practices // Journal Acad Nutr Diet. 2016. No.116 (11). P.1825-1835. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jand.2016.09.003
  22. Ranschaert E.R., Van Ooijen P.M.A., McGinty G.B. Radiologists’ usage of social media: results of the RANSOM survey // Journal Digit Imaging. 2016. No. 29(4). P. 443-449. DOI: https://doi.org/10.1007/s10278-016-9865-1

Библиографическая ссылка:

Плащевая О.В., Иванчук Е.В. Социальные сети в практике врача как драйвер в разработке новых образовательных программ // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.377-387. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.33