Плащевая О.В., Иванчук Е.В.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА КАК ДРАЙВЕР В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
УДК 371.3:004.738.52
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.33
Плащевая О.В.1 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук Е.В.2 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru
1Амурская государственная медицинская академия
2Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация. Социальные сети в настоящее время становятся далеко не средством общения. Расширяя свои возможности, социальные сети являются площадкой для обсуждения различного рода тем и вопросов, инструментом рекламы, средством он-лайн аудио и видео связи, а также оперативным источником информации наряду с традиционными средствами массовой информации. Социальные сети используются и в сфере медицины, фармации и в системе здравоохранения в целом, в связи с чем среди практикующих врачей, исследователей в данной предметной области, потенциальных пациентов и пользователей сетей возникают спорные мнения об их полезности. В качестве преимуществ применения социальных сетей в области медицины и здравоохранения выделяется возможность пропагандировать здоровый образ жизни и создавать мотивацию для изменения отношения к собственному здоровью, повышать уровень профессионализма путем обмена опытом, осуществлять мониторинг за больными с хроническими заболеваниями. Однако, широкие возможности социальных сетей влекут за собой проблемы и риски, связанные с предоставлением недостоверной информации, нарушением конфиденциальности предоставления личных данных пациентов, нарушением этики и границ общения врача и пациента. Противоречивость в мнении о роли социальных сетей в медицине подтверждено авторами данного исследования путем анкетирования обучающихся и профессорско-преподавательского состава медицинских университетов. Обобщение полученных данных позволило установить, что преобладающее большинство обучающихся вузов относятся к социальным сетям крайне положительно, тогда как преподаватели вузов осознают риски использования сетей в сфере диагностики и лечения заболеваний. Результаты исследования и контент-анализ научно-исследовательской литературы подтвердили необходимость разработки специальных образовательных программ дополнительного профессионального образования врачей и рабочих программ дисциплин, направленных на формирование коммуникативных навыков общения медицинских и фармацевтических работников в социальных сетях, знаний в области нормативно-правовой документации и этики общения в различного рода интернет ресурсах.
Ключевые слова: социальные сети, информация в сфере медицины и здравоохранения, обучение студентов-медиков.
Список источников:
- Рослякова М.В. Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт // Социодинамика. 2019. № 9. С. 82 — 99. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.9.30298
- Родина Л.В. Регламентация поведения сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих в социальных сетях как инструмент управления репутацией ведомства // Академическая мысль. 2018. № 3. С.36-39. EDN: XUNLAT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35330889
- Espino-Gaucin I., Rodríguez C., Ávila J. Social Networks and Their Role in Current Medicine: An Indispensable Tool for Doctors // Journal of Biosciences and Medicines. 2020. No.8. P.15-25. DOI: https://doi.org/10.4236/jbm.2020.88002
- Туторская М.С. Медицинские социальные сети: возможности и риски использования // Менеджер здравоохранения. 2014. №12. С.30-38. EDN: TNZNTZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23213554
- 5. Ibarra-Yruegas B.E., Camara-Lemarroy C.R., Loredo-Díaz L.E. Social networks in medical practice // Medicina Universitaria. 2015. Vol. 17, No. 67. P. 108-113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rmu.2015.01.008
- Farnan J.M., Snyder S.L., Worster B.K. Online medical professionalism: patient and public relationships: policy statement from the American College of Physicians and the Federation of State Medical Boards // Ann Intern Med. 2013. No. 158(8). P. 620–627. URL: https://doi.org/10.7326/0003-4819-158-8-201304160-00100
- Peck J.L. Social media in nursing education: responsible integration for meaningful use // Journal Nurs Educ. 2014. No.19. P.1–6. DOI: https://doi.org/10.3928/01484834-20140219-03
- Childs L.M., Martin C.Y. Social media profiles: striking the right balance // Am J Health System Pharm. 2012. No. 69(23). P. 2044–2050. DOI: https://doi.org/10.2146/ajhp120115
- Fogelson N.S., Rubin Z.A., Ault K.A. Beyond likes and tweets: an in-depth look at the physician social .media landscape // Clin Obstet Gynecol. 2013. No. 56(3). P. 495–508. DOI: https://doi.org/10.1097/GRF.0b013e31829e7638
- Chauhan B., George R., Coffin J. Social media and you: what every physician needs to know // Journal Med Pract Manage. 2012. No. 28(3). P. 206–209.
- Lambert K.M., Barry P., Stokes G. Risk management and legal issues with the use of social media in the healthcare setting // JournalHealthc Risk Manag. 2012. No. 31(4). P.41–47. DOI: https://doi.org/10.1002/jhrm.20103
- George D.R., Rovniak L.S., Kraschnewski J.L. Dangers and opportunities for social media in medicine // Clin Obstet Gynecol.2013. No. 56(3). P. 453–462. DOI: https://doi.org/10.1097/GRF.0b013e318297dc38
- Househ M. The use of social media in healthcare: organizational, clinical, and patient perspectives // Stud Health Technol Inform. 2013. No. 183. P. 244–248.
- Yang Q. Are social networking sites making health behavior change interventions more effective? A meta-analytic review// Journal Health Commun. 2017. No. 22(3). P. 223-233. DOI: https://doi.org/10.1080/10810730.2016.1271065
- Jin Y., Austin L., Vijaykumar S. Communicating about infectious disease threats: insights from public health information officers // Public Relations Rev. 2019. No. 45(1). P. 167-177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.12.003
- Vandormael A., Adam M., Greuel M. An entertainment-education approach to prevent COVID-19 spread: study protocol for a multi-site randomized controlled trial // Trials 21. 2020. No.1025. DOI: https://doi.org/10.1186/s13063-020-04942-7
- Chen J., Wang Y. Social Media Use for Health Purposes: Systematic Review // Journal Med Internet Res. 2021. No. 23(5). e17917. DOI: https://doi.org/10.2196/17917
- Li H., Xue L., Tucker J.D. Condom use peer norms and self-efficacy as mediators between community engagement and condom use among Chinese men who have sex with men // BMC Public Health. 2017. No. 17(1). P. 641 DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-017-4662-4
- Miropolsky EM, Scott Baker K, Abbey-Lambertz M, et al. Participant Perceptions on a Fitbit and Facebook Intervention for Young Adult Cancer Survivors: A Qualitative Study // Journal of Adolescent and Young Adult Oncology. 2020. No. 9(3). P. 410-417. DOI: https://doi.org/10.1089/jayao.2019.0072
- Fang Y., Ma Y., Mo D. Methodology of an exercise intervention program using social incentives and gamification for obese children // BMC Public Health. 2019. No. 19(1). P. 686. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-019-6992-x
- Helm J., Jones R.M. Practice paper of the academy of nutrition and dietetics: social media and the dietetics practitioner: opportunities, challenges, and best practices // Journal Acad Nutr Diet. 2016. No.116 (11). P.1825-1835. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jand.2016.09.003
- Ranschaert E.R., Van Ooijen P.M.A., McGinty G.B. Radiologists’ usage of social media: results of the RANSOM survey // Journal Digit Imaging. 2016. No. 29(4). P. 443-449. DOI: https://doi.org/10.1007/s10278-016-9865-1
Библиографическая ссылка:
Плащевая О.В., Иванчук Е.В. Социальные сети в практике врача как драйвер в разработке новых образовательных программ // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.377-387. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.33