ISSN 2409-7616

Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГЕЙМИФИЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

УДК 372.016:51+373

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.32

Яровая Е.А.1 (Новосибирск, Россия) — jnar1@yandex.ru, Ковшова Ю.Н.1 (Новосибирск, Россия) — antulan@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы с помощью интегрированных геймифицированных заданий, в которых отражена связь математики с другими предметными областями. Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями стандарта к результатам освоения основной образовательной программы. Одним из таких требований является сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира, что порождает необходимость направленности обучения математике на метапредметные результаты, межпредметную интеграцию, практико-ориентированное и личностно-значимое обучение. Целью данного исследования является создание авторского подхода к формированию функциональной грамотности. Для достижения цели проанализированы результаты научных исследований по данной теме, проведенных современными учеными, выявлены существующие подходы. Сделан вывод о том, что на современном этапе нужны новые подходы к организации деятельности для формирования функциональной грамотности, необходимость усиления интеграции образовательных областей и учет запросов современных школьников. Таким подходом может стать использование при обучении математике в основной школе интегрированных заданий в геймифицированной форме. С помощью таких методов, как наблюдение, анализ, моделирование, эксперимент, авторами создана игра, которую можно использовать в обучении в основной школе. Задания этой игры проанализированы с точки зрения формирования отдельных составляющих функциональной грамотности. В заключении сделаны выводы, даны некоторые рекомендации, рассмотрены перспективы дальнейших исследований применения геймификации для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Ключевые слова: геймификация, интеграция, функциональная грамотность, интегрированное геймифицированное задание, обучение математике, метапредметные результаты.

Список источников:

  1. Gok T. The Development of the STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) Attitude and Motivation Survey Towards Secondary School Students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. Vol. 9,  No 1.  P. 105-119. EDN: MBMICX DOI: 10.23947/2334-8496-2021-9-1-105-119
  2. Vidić T. Students’ School Satisfaction: The Role of Classroom Climate, Self-efficacy, and Engagement // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. Vol. 9, No 3. P. 347-357. EDN: TZVZIC DOI: 10.23947/2334-8496-2021-9-3-347-357
  3. Sari Faradiba S., Sa’dijah Ch., Parta I.N. Looking without seeing: the role of metacognitive blindness of student with high math anxiety // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7,  No 2. P. 53-65. EDN: RRVMTL DOI: 10.5937/IJCRSEE1902053F
  4. Andjelković Labrović J., Nikodijević A. Designing e-learning environment based on student preferences: conjoint analysis approach // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7, No 3. P. 37-47. EDN: RDIAOC DOI: 10.5937/IJCRSEE1903037K
  5. Mohaimen-Bin-Noor, Ahmed Z., Nandi D. Investigation of Facilities for an M-learning Environment // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. Vol. 13, No 1. P. 34-48. EDN: TBUTYV DOI: 10.5815/ijmecs.2021.01.03
  6. Ouahbi I., Darhmaoui H., Kaddari F. Gamification Approach in Teaching Web Programming Courses in PHP: Use of KAHOOT Application // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. Vol. 13, No 2. P. 33-39. EDN: FCDXCE DOI: 10.5815/ijmecs.2021.02.04
  7. Абросимова О.М. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка // Кубанская школа. 2021.  № 2. С. 39-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46515505
  8. Блинова Т.Л., Горькова Е.А. Интегрированные задания для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в предметной области «Математика» // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2021. № 6. С. 156-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47969026
  9. Винникова А.М. Смысловое чтение на уроках русского языка в средней школе // Современное педагогическое образование. 2021. № 7. С. 24-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451074
  10. Гавронская Ю. Ю., Ямщикова Д. С. Формирование функциональной естественнонаучной грамотности школьников // Педагогика. 2021. Т. 85, № 1. С. 48-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44738934
  11. Евсеева К. Формирование математической грамотности школьников через применение икт // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021. № 1 (14). С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48038610  
  12. Ивкина Ю.М. Особенности формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения как компонента функциональной грамотности // В сборнике: Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее. сборник статей. — Оренбург: ТЦ Сфера, 2022. — С. 302-305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49227373
  13. Ковшова Ю.Н., Сухоносенко М.Н., Яровая Е.А. Геймификация как средство формирования математической грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9,  № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47238582
  14. Королькова Е.С., Козлова А.А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 100-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358178
  15. Кривощекова В.А. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках информатики // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 2 (47). С. 27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48038708
  16. Кулагина О.Ю. Естественнонаучная грамотность на уроках физики как компонент функциональной грамотности // Парадигма. 2022. № 3. С. 17-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48618451
  17. Лапина В. А. Формирование финансовой грамотности на основе реализации межпредметных связей при изучении истории в школе // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных наук. Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. -М.: Книгодел, 2022. — С. 248-253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48507193
  18. Миренкова Е.В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. 2021. № 4. С. 15-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44891881
  19. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003. — 368 с.
  20. Орловская И.В. Развитие функциональной грамотности на уроках физики
    Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. № 4 (79). С. 61-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48216221
  21. Подложнюк Е.А., Кадеева О.Е. Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 81-4. С. 96-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48040868
  22. Поляничева Н.О. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии (из опыта работы) // Педагогический поиск. 2021. № 12. С. 26-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47479348
  23. Попрыгина А.А., Воронина Л.В. Интеграция предметных областей как средство освоения младшими школьниками метапредметных понятий // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 140-147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43144278
  24. Симоновская Г.А. Математическая грамотность школьника как компонент функциональной грамотности // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 4 (20). С. 40-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44356284
  25. Сумьянова Е.В., Бекянов Д.М., Тихонов А.В. Межпредметные связи как метод достижения функциональной грамотности школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-1 (69). С. 266-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49180770
  26. Суслов В.Г. Формирование функциональной грамотности учащихся — актуальная проблема школьного географического образования // География в школе. 2021. № 7. С. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47168804
  27. Хомич Н.В., Шульгина Н.А. Формирование креативного мышления на уроках математики // Педагогический поиск. 2022. № 5. С. 14-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48586310
  28. Эйрих Н.В., Фишман Б.Е. Опыт использования игровых технологий в оценивании качества знаний (на примере математики) // Наука и школа. 2019. № 6. С. 148-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42345581
  29. Юшкова Н.А., Квашнина Е.С., Коптяева Т.Е. Читательская грамотность школьников при работе с текстами разной природы: комплексный подход. — Екатеринбург: Институт развития образования, 2022. — С. 4-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48545298
  30. Яровая Е.А. Комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3 (63). С. 35-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083664

Библиографическая ссылка: Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н. Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством использования интегрированных геймифицированных заданий по математике // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.359-376. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.32