ISSN 2409-7616

Фортова Л.К., Комиссарова С.В.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 378.126

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.30

Фортова Л.К.1 (Владимир, Россия) — flk33@mail.ru, Комиссарова С.В.2 (Владимир, Россия) — sveta_stepanova@mail.ru

1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых

2Владимирский юридический институт ФСИН России

Аннотация. Авторы статьи акцентируют внимание на особенностях дистанционного процесса обучения, а также  раскрывают значение личности преподавателя в формировании компетенций обучающихся при переводе образовательного процесса на онлайн платформы. Выдвигается гипотеза, что саморазвитие и самообразование педагога в «субъект-субъектной» модели построения педагогического процесса в период активного внедрения и использования новых дистанционных инструментов обеспечит реализацию воспитывающего обучения в эпоху Digital Humanities. Для подтверждения данной гипотезы авторы статьи описывают собственный опыт повышения медиаграмотности и участия в мероприятиях, направленных на саморазвитие личности преподавателя, что оказывает существенное влияние на взаимодействие с обучающимися в период дистанционного обучения.  В статье обосновываются основные дефиниции, раскрывающие вопросы  саморазвития педагога при переходе на онлайн обучение путем участия в различных образовательно-педагогических мероприятиях для повышения квалификации: «педагогическое сотрудничество», «воспитывающее обучение», «саморазвитие», рассматриваемые как условия эффективного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. Достигнутые результаты: в ходе работы авторы приходят к выводу о том, что в период дистанционного формата обучения педагогу как центральному звену образовательного процесса необходимо постоянно совершенствовать свои компетенции, знания и быть мотивированным к освоению цифрового пространства.

Ключевые слова: саморазвитие педагога, повышение квалификации, педагогическое взаимодействие, цифровые технологии, образовательный процесс, методика преподавания, онлайн обучение, цифровые навыки, дистанционное обучение.

Список источников:

  1. Борисова Л.В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект //   Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С.68-70. EDN: ORJYUZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17428281
  2. Бороненко Т.А., ФедотоваВ. С. Цифровые технологии в профессиональном саморазвитии учителя // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2022. — С. 189-194. EDN: WAYBBO URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49318789
  3. Вяткин Л.Г., Турчин Г.Д., Гусейнов А.З. Особенности инновационных процессов современного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2006. Т. 6, № 1-2. С. 110-113. EDN: JVUUQN URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11689435
  4. Гофман А.А., Тимощук А.С. Педагогические аспекты цифровизации. В сборнике: VII Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С.И. Злобина. Сборник материалов. В 3-х томах. — Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. — С. 14-17. EDN: VPLNPC URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46648633
  5. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЕ. 2021. № 1(27). С. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. — Самара: Издательство Самарского государственного педагогического университета, 1998.  — 216 с. ISBN 5-8428-0096-9
  7. Козлов А.В., Потанин С.П., Романенко Н.В. Влияние мировых трендов развития высшего образования на формирование личности будущего офицера // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 1. С. 12-17. EDN: OTWDAY URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44703723
  8. Квашко Л.П., Квашко В.В. Саморазвитие педагога в системе высшего образования. В сборнике: Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей и докладов XII Всероссийской научно-практической конференции. — Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2018. — С. 226-231. EDN: VQGEMJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36704142
  9. Поносов Ф.Н., Малахова О.Н., Жученко О.А. Выбор студентами цифрового образовательного ресурса: психологический аспект // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 2(38). С. 158-167. EDN: VICYVO DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-2-158-167
  10. Сеткова И.Н., Лукина А.Н., Волкова М.А. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование XXI век. 2021. №1 (33). С. 1-11. EDN: QSSFMY DOI: 10.15393/j5.art.2021.6690
  11. Сакович Л.П. Профессиональное саморазвитие педагога как условие инновационного развития образования // Методист. 2012. № 2. С. 6-8. EDN: UYNIXV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24882946
  12. Федосеева И.А. Предметная среда вуза – важнейший фактор подготовки выпускника // ЦИТИСЭ. 2021. № 4(30). С. 628. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.57
  13. Фортова Л.К., Юдина А.М. Цифровая культура как условие субъектного развития будущих педагогов. Субъектно-ориентированный образовательный процесс: история, теория, инновационная практика. Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера.- Владимир: Издательский дом «Гребенников», 2021. — С. 225-228. EDN: HUXJVT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9272005
  14. Хорошильцева Н.А. Достойный труд – основа стабильного общества. Материалы X Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. — С. 186. EDN: YWNBFR URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36929476
  15. Lapina M.A., Prakasha G.S. Project-based learning approach to the formation of digital competencies of students of universities in Russia and India // Informatics and Education. -2022. Vol. 37, No. 3. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-3-80-87
  16. Fortova L., Yudina A., Komissarova S. Teacher’s Image of a Higher Educational Institution of the Federal Penitentiary Service of Russia during Distance Learning //  Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labour relations» (ISPC-CPSLR 2021). Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Amsterdam, 2022. — С. 203-207. EDN: AAZEUB DOI: 10.2991/assehr.k.220208.036
  17. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile // Advances in social science, education and humanities research (ASSEHR): Proceedings of the International Conference «Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences» TPHD, 2018. P. 26-27. — Dushanbe: Atlantis Press, Vol. 312. P.531-534.  EDN: AAZEUB DOI: 10.2991/assehr.k.220208.036

Библиографическая ссылка:

Фортова Л.К., Комиссарова С.В. Личность педагога в процессе обучения и воспитания в высшем учебном заведении в период построения дистанционного образовательного пространства // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.340-349. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.30