ISSN 2409-7616

Кодрле С.В.

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

УДК 378.14:81

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.28

Кодрле С.В.1 (Краснодар, Россия) — sv.kodrle@bk.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Обращение в статье к дистанционным образовательным технологиям, применяемым в обучении иностранному языку, актуализируется современными условиями развития отечественного высшего образования, сформированными текущей пандемией коронавируса, а также интенсивной цифровизацией всех сфер жизни нашего общества.  Широкое внедрение в образовательный процесс вузов дистанционного, а также смешанного форматов обучения является сегодня инновационной тенденцией, направляющей развитие высшего образования, что определило цель нашего исследования: выявить дидактическую специфику использования дистанционных образовательных технологий в дистанционном и смешанном форматах обучения иностранному языку в вузе. Проведенное исследование позволило уточнить суть понятий «дистанционные образовательные технологии», «дистанционное обучение», «смешанное обучение», выделив их основные характеристики и существенные особенности, определить дидактическую специфику синхронного и асинхронного использования дистанционных образовательных технологий. В рамках эмпирического исследования были изучены дистанционные образовательные технологии, использующиеся в обучении иностранному языку в Кубанском государственном университете (Краснодар, Россия), определены характерные дидактические аспекты их применения, оценены преимущества и недостатки, выявлены специфические характеристики функционирования дистанционных образовательных технологий в дистанционной и смешанной моделях организации образовательного процесса в вузе. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость при планировании и организации дистанционного и смешанного обучения иностранному языку в вузе, а также оптимизации традиционной модели обучения на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение иностранному языку, синхронные и асинхронные дистанционные образовательные технологии.

Список источников:

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России.  2021.  Т. 30, № 5. С. 44-64. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
  2. Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю. Проблемы и перспективы дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения // Человеческий капитал. 2022. №. 2 (158). С. 42. EDN: ZYPPJN  DOI: 10.25629/HC.2022.02.03
  3. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. №1 (73). С. 22-32. DOI: 10.17223/16095944/73/3
  4. Галимуллина Н.М., Зайнуллина Г.И. Применение дистанционных технологий в развитии языковой подготовки как вида метапрофессиональных компетенций // ЦИТИСЭ.  2022. № 2. С. 528-539. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.46
  5. Гончарова О.Н., Халилова М.Ю. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid–19 // Открытое образование. 2022. Т. 26, №1. C. 34-41. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41
  6. Наумова Е. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку: опыт КУБГУ (Россия) и Kiwi English Academy (Новая Зеландия) // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных статей. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. С. 43-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47448055
  7. Кодрле С.В., Савченко А.А. Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 44-50. DOI: 10.30853/ped20220019
  8. Красько С.А., Сергеева Л.Г., Михайлова Н.Н. Применение дистанционного обучения в технических университетах // Высшее образование в России.  2018. Т. 27, № 6. С. 135-139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35161105
  9. Лебедева М.Б. Образовательные технологии: терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, №1. С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16898466
  10. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65-76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
  11. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 60-69. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69
  12. Appolloni A., Colasanti N., Fantauzzi C. Distance Learning as a Resilience Strategy during Covid-19: An Analysis of the Italian Context // Sustainability. 2021. Vol. 13(3). P. 1388. DOI: https://doi.org/10.3390/su13031388
  13. Bailey J., Schneider C., Ark T.V. Navigating the Digital Shift: Implementation Strategies for Blended and Online Learning. Digital Learning Now! // Smart Series. 2013. 270 p.
  14. Brady A.K., Pradhan D. Learning without borders: asynchronous and distance learning in the age of COVID-19 and beyond. // ATS Scholar. 2020. Vol. 1. P. 233–242.  DOI: https://doi.org/10.34197/ats-scholar.2020-0046PS
  15. Greenhow C., Graham C. R., & Koehler M.J. Foundations of online learning: Challenges and opportunities // Educational Psychologist. 2022. Vol. 57, No. 3. P. 131-147. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2022.2090364
  16. Konkin, A. A., Dronova S.Y., Tretyakova G.V. Prospects of using innovations in post-pandemic higher education. SHS Web Conf. 2021. Vol. 127, 01001. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112701001
  17. Laurillard D., Kennedy E. MOOCs and professional development: the global potential of online collaboration. Changing Higher Education for a Changing World. — London: Bloomsbury, 2020. P. 157-170.
  18. Murtazina N., Shukshina S., Akpayeva A. Distance learning of students in the modern world. SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 98, 05012. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805012
  19. Nikiforova M. Blended Learning Practices in Russian Higher Education: Benefits, Challenges, Perspectives. SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 99, 01005. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219901005
  20. Potemkina, T.V., Bondareva L.V., Shchaveleva E.N. Identifying difficulties in teaching foreign language speaking in the online environment. SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 127, 01008. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112701008

Библиографическая ссылка:

Кодрле С.В. Специфика применения дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку в вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.317-327. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.28