ISSN 2409-7616

Заровняев Б.Н., Будикина М.Е.

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ КЕЙСОВ ГОРНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 378.622 (561.56)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.22

Заровняев Б.Н.1 (Якутск, Россия) — mine_academy@mail.ru, Будикина М.Е.1 (Якутск, Россия) — budikina@gmail.com

1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Аннотация. Развитие горнодобывающей промышленности на Северо-Востоке страны сдерживается истощение запасов с благоприятными горно-геологическими условиями, увеличением глубины рудных залежей и пластов полезных ископаемых, осложнением горно-геологических и мерзлотно-гидрогеологических условий освоения месторождений. Эти и другие проблемы ставят новые проблемы перед проектировщиками, специалистами и учеными и одновременно требуют  материальные, энергетические ресурсы, а также  творческий подход к их решению со стороны  специалистов горного профиля. Это потребовало подготовку специалистов с творческими подходами к решению проектных, производственных проблем, которые будут расти и одновременно будут предъявляться требования к их профессиональной и творческой компетентности, которые должны формироваться в процессе подготовки инженеров. Одним из перспективных направлений для решения поставленной задачи является использование кейс-метода для решения практических задач и является одним из эффективных методов для достижения инновационных результатов, в том числе в образовании, позволяет выработать профессиональную и творческую компетентность, обеспечивает постановку конкретной производственной проблемы в качестве учебного материала и решение поставленной кейс-задачи на оригинальном инновационном уровне. В работе представлены основные кейс-задачи из числа производственных проблем горнодобывающих предприятий, результаты решения двух проблем: проветривание глубоких карьеров и интенсификация оттайки песков на добычных работах. Таким образом, представленные примеры постановки и решения производственных проблем в качестве учебных кейсов и их решение с использованием методов и приемов решения технических задач позволили получить студентами их инновационные решения на достаточно высоком научно-техническом уровне с новым подходом к решению проблемы с дальнейшим использованием полученного инновационного технического решения кейсов для участия в научных конференциях, выполнении курсовых проектов, а также в качестве темы дипломной работы, проекта или его части и позволит реализовать сквозное дипломное проектирование.

Ключевые слова: проблемы горнодобывающей промышленности, кейс-задачи, проветривание глубоких карьеров, оттайка песков, инновационные технические решения, творческие компетенции студентов.

Список источников:

  1. Власов В.М., Андросов А.Д. Технологии открытой добычи алмаза в криолитозоне. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2007. — 388 с.
  2. Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. «Активизация творческого мышления студентов технических вузов на основе ТРИЗ Г.С.Альтшуллера // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 15-20.   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36634117
  3. Заровняев Б.Н.    Пути преодоления барьеров при решении технических задач в учебном процессе // ЦИТИСЭ. 2021. №3 (29). С. 243-253. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.20
  4. Шубин Г.В., Собакина М.П. Формирование профессиональных компетенций студентов // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С.360-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.32.
  5. Заровняев Б.Н., Шубин Г.В., Аммосова М.Н. Формирование творческих компетенций студентов // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады XXVIII международной науч. — практич. конф.; под общ. ред. В.М. Панарина. -Тула: Инновационные технологии, 2021. — 102 с.
  6. Мельников Н.Н., Козырев А.А., Лукичев С.В. Новая концепция разработки месторождений глубокими карьерами // Горный журнал. 2009.  №11. С. 7-11. EDN: KZIIKN URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13038445
  7. Патент №2276236, МПК E02F 5/30. Рашкин А.В., Субботин Ю.В. Способ оттаивания мерзлых горных пород и грунтов. По заявке №2004134004/03 от 22.11.2004 г. Опубл. 10.05.2006 г. Бюлл. №13.
  8. Патент №2353772, МПК E21C 41/30, E21C 45/00. Кисляков В.Е., Никитин А.В. Способ разработки россыпных месторождений. По заявке №2007138132/03, от 2007.10.15 г. Опубл. 27.04. 2009 г.
  9. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Чихутова А.Д. Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). C.188-192. EDN: LTHGZM URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36529840
  10. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. Использование кейс-метода в формировании профессиональных компетенций обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 200-203. EDN: WELOSP  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26342146
  11. Акишев А.Н. Формирование рабочей зоны глубоких кимберлитовых карьеров. / А.Н.Акишев, И.В.Зырянов, Г.В.Шубин. В.Ф. Колганов, А.С.Курилк, М.Д. Соколова.  — Новосибирск: Наука, 2015. — 204 с.
  12. Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Парадигма и концепция профессионального воспитания в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. 2020. №1 (23). С.251-260.  DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.23
  13. Abdulaeva P.Z., Osmanova A.A., Abdulaeva Kh.S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional activity // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 2. P. 1-5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28126146
  14. Krechetov A., Khoreshok A., Blumenstein V.  Innovative Competencies of Mining engineers in Transition to the Sustainable Development // The Second International Innovative Mining Symposium.   E3S Web of Conferences 21, 00001 (2017). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20172100001
  15. Johnson T. Applications of Intuitionistic fuzzy sets in the academic career of the students // Indian Journal of Science & Technology. 2017. Vol. 10. No. 34. P. 23–25. https:// DOI: 10.17485/ijst/2017/v10i34/94944

Библиографическая ссылка:

Заровняев Б.Н., Будикина М.Е. Инновационные решения кейсов горных задач в учебном процессе // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.251-258. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.22