ISSN 2409-7616

Наумова Ю.О.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 37.036:78

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.16

Наумова Ю.О.1 (Красногорск, Россия) — morozik_yuliya@mail.ru

1Гимназия №5

Аннотация. Современная педагогическая наука рассматривает  педагогические технологии как совокупность средств и методов, воспроизведение теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, что позволяет успешно реализовать поставленные образовательные цели. Музыкальное образование несёт в себе важные творческую, социально-формирующую, культурологическую функции воспитания человека. В настоящей статье представлена общая характеристика  педагогических условий освоения русской духовной музыки младшими школьниками на уроке музыки в общеобразовательной школе с применением полихудожественных технологий. Исходя из того, что естественной природной потребностью детей является желание творческого самовыражения, а полихудожественные технологии как раз предполагают объединение разнообразных видов деятельности — музыкальной, изобразительной, коммуникативной, игровой, театральной и др., синтез и взаимодействие искусств являются мощным фактором общекультурного развития подрастающего поколения. На основании личной педагогической практики автором предпринимается попытка раскрыть содержание понятия полихудожественные технологии. При этом постоянно поддерживается мысль о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами русской духовной музыки. поэтому основой формулировок, представленных в статье полихудожественных технологий выбран метод сопоставления образов русской духовной музыки с другими видами искусства.

Ключевые слова: педагогические условия, полихудожественные технологии, русская духовная музыка, межхудожественные связи, хоровое пение.

Список источников:

  1. Абдуллин Э.Б., Майковская Л.С. Технологии обучения основам исследовательской деятельности педагога-музыканта // Преподаватель XXI век. 2015. № 4-1. С. 185-190. EDN: VFZXWX URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25224932
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Современные теоретические представления об уроке музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 1 (1). С. 155-165. EDN: SEKASJ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21586891
  3. Абрамов С.И. Православные праздники: Педагогический аспект: Пасха и Рождество Христово / С.И. Абрамов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – 352 с.
  4. Алеев В.В. Школьный учебник «музыка» как объект интеграции музыковедения и музыкальной педагогики // Искусство и образование. 2021. № 2 (130). С. 106-113. EDN: MTDKUR  DOI: 10.51631/2072-0432_2021_130_2_106
  5. Байбак Н.Ф. Преображение: Программа по музыке для начальных классов общеобразовательной школы, 1-3 класс. 1995г. -115 с.
  6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  7. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического направления обучения // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2020. № 4 (28). С. 9-13. EDN: XXJLHG URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44753962
  8. Дивногорцева С.Ю. Моделирование духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 58-64. EDN: XBGYZZ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27385098
  9. Кошмина И.В. Путешествие в Италию // Музыкальный руководитель. 2016. № 9. С.34-36.
  10. Кошмина И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия // Музыка в школе. 2009. № 5. С.35-40. EDN: OFWLKH URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16901852
  11. Сергеева Г.П. Предметы художественно-эстетического цикла в школе: современные направления развития // Начальная школа. 2022. № 1. С. 24-29. EDN: MAVLZI URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47696471
  12. Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б., Торопова А.В. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «музыка для всех») // Художественное образование и наука. 2016. № 2. С. 32-39. EDN: WLBMAD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26644270
  13. Никитина Е.Ю., Юнусова Е.Б. Полихудожественный подход к формированию хореографических компетенций детей // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 52-63. EDN: WFBGWD  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26369736
  14. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие. — М.: Академия Москва, 2008. — 240 с.
  15. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования : дис.  д-ра пед. наук. — М., 1991. — 409 с.
  16. Рапацкая Л.А. Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016, № 1 (13). С. 27-41. EDN: VURFYH URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25895122
  17. Стрельцова А.С. О преемственности педагогических традиций школы синодального училища // Ценности и смыслы. 2016. № S6. С. 56-61. EDN: XRPOPF  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28131374
  18. Стулова Г.П. Подготовка регентов в России: прошлое и современность: учебное пособие / Г.П. Стулова. — 4-е изд.,стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 176 с.
  19. Суслова Н.В. Школьный учебник по музыке: этапы эволюции // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2015. №3 (11). С. 159-170. EDN: ULWZHJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24305802
  20. Усачева В.О. Учебник по музыке как средство реализации инновационных подходов в обучении школьников // Педагогика искусства. 2017. № 3. С. 141-148. EDN: ZBHJMP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29762082
  21. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов. Луганск, 1990. — 175 с.

Библиографическая ссылка:

Наумова Ю.О. Педагогические условия освоения русской духовной музыки младшими школьниками на уроке музыки в общеобразовательной школе с применением полихудожественных технологий// ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.184-192. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.16