ISSN 2409-7616

Красильникова Т.В.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

УДК 378.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.11

Красильникова Т.В.1  (Новосибирск, Россия) — kiahwe@gmail.com

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Развитие коммуникационных инструментов вуза становится неотъемлемой частью координации усилий и поиска оптимальных решений для достижения высокой результативности образовательного менеджмента. Коммуникации вуза усложняются с каждым годом, изменяются в условиях формального и неформального взаимодействия участников коммуникационных процессов. В структуре коммуникационной среды вуза разграничены уровни, в целом определены векторы развития внутренних и внешних коммуникаций. Начиная с 2020 года в условиях угроз распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) форсировано развиваются компоненты электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), и этот новый уникальный опыт работы еще предстоит в полной мере осмыслить и применять лучшие практики в будущей работе. Для успешного функционирования коммуникационной среды вуза необходимы комплексные решения, обеспечивающие эффективность, открытость и непрерывность информационного обмена между участниками образовательного процесса и заинтересованными сторонами. Педагогические вузы являются основой формирования будущего человеческого капитала страны, их роль в условиях новых вызовов только растет, а одной из главных задач выступает обеспечение образовательного потенциала и независимости России. В статье рассматриваются методические аспекты трансформации коммуникационной среды вуза в условиях современного рынка труда и цифровизации образовательного процесса. Необходимость индивидуализации образовательных программ является элементом поддержания конкурентоспособности вуза в образовательном пространстве, равно как и инструментом содействия внутренней конкуренции, обеспечения баланса ресурсов и потенциала эффективности стратегии развития современного университета. Целью исследования является обоснование проектов развития коммуникационной среды педагогического вуза при реализации магистерских программ. Подчеркивается важность интеграции технологий профессионального обучения в современный педагогический процесс. Методология исследования включает теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по обозначенной тематике. Проанализированы подходы в изучении компонентов коммуникационной среды. Автором на основе эмпирических наблюдений обобщены, интерпретированы отдельные подходы, сформировавшие представленную модель и инструмент развития коммуникационной среды вуза.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, рекламное образование, коммуникации, коммуникационная среда, коммуникационное портфолио.

Список источников:

  1. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223. EDN: PIFMXL URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18197305
  2. Безпалов В.В., Лочан С.А., Иванов А.В. Способы разработки медиастратегии учреждений высшего образования // Фундаментальные исследования. 2020. № 4. С. 7-14. EDN: MABEJK DOI: 10.17513/fr.42715
  3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 9-22. EDN: LXPREV DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
  4. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: Монография. — Ульяновск: Зебра, 2015. — 140 с.
  5. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е.Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З.В. Коганова. — М.:  АСТ, Хранитель, 2006. — 873 с.
  6. Мушкетова Н.С. Концепция маркетинга вуза: содержание, принципы, функции в современных условиях // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4 (45). С. 123-129. EDN: RDPZSB  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20363533
  7. Никитина Е.А. Конвергентные технологии и трансформация структуры познания // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 5 (8). С. 157-166. EDN: TGIOQV URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22863851
  8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. EDN: XYCBET DOI: 10.26170/po18-08-15
  9. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1995. — 240 с. ISBN 5-85235-196-2
  10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 398 с. ISBN 978-5-9963-0897-2
  11. Рождественская Е.М., Ярина П.А. Проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях преодоления цифрового неравенства // Научно-технические ведомости СПбГУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 1. С. 34-46. EDN: ORITQT DOI: 10.18721/JE.14103
  12. Фоминых Н.Ю. Комплекс оптимальных педагогических условий иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). С. 164-171. EDN: VWZAAL URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26000178
  13. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. — New York: Mc-Gaw Hill, 1967. — 164 p.
  14. Horton J.L. Integrating Corporate Communications: The Cost-Effective Use of Message and Medium.Quorum Books. 1995. — P. 21-54.
  15. Melnik T.I., Maletina A., Mushketova N.S. Methodological Peculiarities of the Development of Emotional Intelligence of Competitive Graduates from Regional Higher Educational Institutes // International Scientific Conference «Far East Con» (ISCFEC 2018). Advances in Economics, Business and Management Research, 2019. — P. 740–744. DOI: 10.2991/iscfec-18.2019.180.
  16. Zhashkenova R.B., Aimagambetov Ye.B., Pritvorova T.P. Transformation of university strategies in the digitalization of the educational space // Bulletin of Karaganda University. Economy series. 2020. No. 4. P. 155-169. EDN: PMJTVS DOI: 10.31489/2020Ec4/155-169

Библиографическая ссылка:

Красильникова Т.В. Развитие коммуникационной среды педагогического вуза (на примере магистерской программы «рекламное образование») // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.128-140. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.11