ISSN 2409-7616

Лушкина С.А.

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ САМООРГАНИЗАЦИИ

УДК 374.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.09

Лушкина С.А.1 (Астрахань, Россия) — lsa9272841736@yandex.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Молодое поколение сегодняшнего дня является «цифровыми аборигенами», как отмечено когда-то рядом исследователей. Современная молодежь, студенчество не представляет себя без информационных и цифровых технологий, мессенджеры, гаджеты, облачные хранилища, программные продукты для обработки мультимедийной информации все чаще используются ими в повседневной жизни. Однако, цифровые технологии, по глубочайшему убеждению, исследователей, профессорско-преподавательского состава, родителей школьников и студентов, должны способствовать развитию личности детей, их творческих способностей, профессиональному самоопределению и, в последствии, становлению как специалиста в той или ной профессиональной деятельности. Цифровые и информационные технологии предлагают для реализации поставленных человеком целей широчайшие возможности, в том числе и для самоорганизации. Автором исследования высказана гипотеза: если студентами медицинских вузов цифровые технологии применяются для решения бытовых ситуаций и задач, то они владеют навыками их использования в процессе самоорганизации. Для подтверждения/опровержения данной гипотезы нами был определен терминологический аппарат, проведено анкетирование студентов медицинских вузов, для обработки полученных данных применены методы математической статистики. Обобщение результатов позволило выделить три группы данных. Первая группа данных позволила определить применяемые цифровые и информационные технологии, используемые студентами медицинских вузов, а также сферы деятельности, в которых они применяются. Вторая группа данных определила цифровые технологии, применяемые обучающими для самоорганизации. Применяя факторный анализ 35 вопросов разработанной нами анкеты, оценку  критерия Бартлетта, индекса Кайзера-Мейера-Олкина, а также ортогональное вращение (varimax), полученные данные были скорректированы, определена факторная нагрузка, количество факторов минимизировано. Третья группа позволила распределить респондентов на две когорты по уровням владения цифровыми технологиями.  

Ключевые слова: самоорганизация, цифровые компетенции, студенты медицинских вузов.

Список источников:

  1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация — фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 20-21.
  2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.:  Институт эффективных технологий, 2012.  — 228 с. EDN: PFNTHZ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18074706
  3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. — Казань: Казанский федеральный университет, 2012 — 156 с.
  4. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. С. 78-88. EDN: KFQRBZ  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12139140
  5. Ганина О.Г., Иванчук О.В. Теоретические основы методики формирования клинического мышления у будущих врачей при обучении физике в вузе // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 41. EDN: AMVOKQ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135360
  6. Иванчук О.В. Формирование диагностических навыков у студентов медицинских вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 1. EDN: ZTFKZD  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596472
  7. Self-regulated learning and academic achievement. // Edited by B.J. Zimmerman, D.H. Schunk.  Routledge, 2013. — 336 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781410601032
  8. Schneckenberg D., Ehlers W., Adelsberger H. Web 2.0 and Competently Oriented Learning Design, Opportunities and Implications for Higher Education //  British Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 42 (5). P. 949-922. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2010.01092.x
  9. Kitsantas A., Dabbag N. The Role of Web 2.0 Technologies in Self-Regulatory Learning // New Directions of Teaching and Learning. 2017. Vol. 122.  P. 99-102. DOI:  https://doi.org/10.1002/tl.448
  10. Winters F.I., Greene J.A., Costich C.M. Self-Regulation of Learning in Computer Learning Environments: A Critical Analysis // Overview of Educational Psychology. 2008. Vol. 20 (4), P.429-444. https://doi.org/10.1007/s10648-008-9080-9
  11. Wang J.  Cloud computing technologies in writing class: Factors influencing students’ learning experience // Turkish Online Journal of Distance Education. 2017. Vol. 18. P. 197-197. DOI:10.17718/tojde.328954
  12. Margaryan A., Littlejohn A., Voight G. Are digital natives a myth or reality? University students’ use of digital technologies // Computers and Education. 2011. Vol. 52 (2). P.429-440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.09.004
  13. Lai Ch., Gu M. Self-regulated extracurricular language learning using technologies // Computer Assisted Language Learning. 2011. Vol. 24 (4). P.219-225. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2011.568417
  14. Gallardo E., Marquez L., Bullen M. Higher Education Students: Social and Academic Use of Digital Technology // RUSC. Universities and Knowledge Society. 2015. Vol. 12 (1). P. 25-37. DOI:10.7238/rusc.v12i1.2078
  15. Yot-Dominguez C., Marcelo C. University students’ self-regulated learning using digital technologies // Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 14. DOI:10.1186/s41239-017-0076-8
  16. Baggetun R., Wasson B. Self-regulated Learning and Open Writing // European Journal of Education. 2009. Vol. 41 (2/4). P.457-472. DOI:10.1111/j.1465-3435.2006.00276.x
  17. Коблова Ю.А.Социальные сети и механизм распространения неформальных правил // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2014. № 3 (52).  С. 14-17.  EDN: TGZJLT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22893379.
  18. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Лихтина Е.К. Социальные сети, как элемент информационных технологий // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 1.

Библиографическая ссылка:

Лушкина С.А. Цифровые навыки студентов медицинских вузов и их применение для самоорганизации // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.105-117. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.09