ISSN 2409-7616

Королева Ю.В., Авакимян Н.Н., Даценко Е.Н., Орлова И.О., Чермит Т.А.

К ВОПРОСУ О СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ [In English]

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.08

Королева Ю.В.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Авакимян Н.Н.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Даценко Е.Н.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Орлова И.О.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Чермит Т.А.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru

1Кубанский государственный технологический университет

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использования смешанного обучения в контексте современного технического вуза. Определяется понятие смешанного обучения в  техническом вузе, обозначаются наиболее востребованные и действенные модели смешанного обучения в современных реалиях инженерного университета, акцентируется внимание на работу с виртуальными тренажерами и лабораториями, а также высокотехнологичными производствами. Происходит эффективное дозирование традиционной и дистанционной форм, аргументируется  необходимость их разумного сочетания для достижения более высокого результата обучения. Указываются положительные и отрицательные характеристики смешанного обучения, даются некоторые рекомендации по модернизации технического образования посредством использования смешанного обучения – введение дистантных лабораторий в особых случаях, выделение значимости самостоятельной работы и ее координация преподавателем. Предметом данного исследования является смешанное обучение в современном техническом вузе. Объектом работы служат возможные действенные модели смешанного обучения в контексте технической высшей школы, а также виртуальные лаборатории, способствующие формированию и развитию компетенций и компетентностей в той или иной инженерной сфере. Актуальность статьи заключается в необходимости усовершенствования технического высшего образования, в его модернизации и улучшении качества. Данная статья предоставляет некоторые рекомендации по введению особого типа обучения – смешанного в рамках высшей технической школы, а именно, использование действенных моделей перевернутого класса, ротации станций, ротации лабораторий, гибкую модель, модель индивидуальной ротации и собственно виртуальную модель. Новизна работы заключается в разработке технологий введения обязательных виртуальных тренажеров, позволяющих в практическом поле освоить будущую профессию при отсутствии высокотехнологичного оборудования или специализированной лаборатории в вузе. Именно этот компонент будет представлять дистанционную форму в комбинации с реальным общением в контексте технической высшей школы, и позволит студентам более качественно ознакомиться с технологическими новшествами и разработками, пусть даже в виртуальном, дистанционном формате. Работа рекомендована методистам, преподавателям – практикам, будущим инженерам, студентам, аспирантам и магистрантам, а также широкому кругу лиц, занимающихся вопросами методики и педагогическими исследованиями.

Ключевые слова: смешанное обучение, технический вуз, модель, ротация станций, перевернутый класс, ротация лабораторий, дистант, результат, эффективность.

Список источников:

  1. Лихачева О.Н., Меретукова С.К. Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного процесса на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №131. С.1279-1288. EDN: ZRXWMZ DOI: 10.21515/1990-4665-131-106
  2. Лихачева О.Н., Беденко Д.Е. К вопросу о моделировании занятия по английскому языку в неязыковом техническом вузе // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. №2. С.157-163. EDN: MVLASM URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43021690
  3. Лихачева О.Н. Аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в нелингвистическом вузе // В сборнике: ШАГ В НАУКУ. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. — Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. — С.346-351. EDN: BYHFLP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44638737
  4. Лихачева О.Н., Беденко Д.Е. Обучение иностранному языку в современных условиях в контексте технического вуза // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. №5. С. 70-76. EDN: VSKKBH  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43959135
  5. Savenok O.V., Arutyunyan A.S., Petrushin E.O., Likhacheva O.N., Kusov G.V. Secondary Opening of Productive Layers. В сборнике: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2017). — Paris: Atlantis Press, 2017. — С. 734-741. EDN: ZUHVZL URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30631181
  6. Лихачева О.Н. Некоторые рекомендации по обучению чтению студентов технических вузов с использованием профильного компонента на занятиях по иностранному языку // Булатовские чтения. 2017. Т. 5. С. 216-218. EDN: XUWACL URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35349738 
  7. Лихачева О.Н., Беденко Д.Е. Оптимизация учебного процесса в сфере иностранного языка как залог успешного продвижения будущего инженера. В сборнике: Профнавигация молодежи. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.  — Краснодар: Кубанский государственный технологический университет,  2019. С.64-69. EDN: XAVSAV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37431057  
  8. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. №10. С. 267 -272. EDN: WWKPVT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27163021
  9. Головко М.В., Цуверкалова О.Ф. Факторы инновационного развития в системе экономической безопасности территорий: статистический подход // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С.5-10. EDN: HRSVWS URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38175868
  10. Петров И.Ф. Потребностное содержание личности: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012, №2 (50). С.167-175. EDN: OYQVPJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17760250
  11. Петрова С.И. Актуальные проблемы изучения социальной среды // Вестник ИМСИТ. 2017. №1  (69). С. 21-23. EDN: YLFWRZ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29028298
  12. Пак Л.Г. Социально-педагогический анализ процесса социализации цифрового поколения студентов вузов // Инновации в образовании. 2022. № 6. С. 100-110. EDN: SEXTND URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48659677
  13. Мухаметшин Р.Р. Электронное, цифровое, дистанционное, смешанное обучение — терминологический анализ // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 1. С. 103-111. EDN: CNJDHC DOI: 10.25281/0869-608X-2022-71-1-103-111
  14. Ширкалин М.А., Ромашкина Э.Б., Серова Е.Н. Интеграция традиционного и дистанционного обучения: региональный методический семинар-практикум // Среднее профессиональное образование. 2022. № 2 (318). С. 12-16. EDN: VFORMT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48288161
  15. Шишелова Т.И., Федчишин В.В., Простакова Л.В. Организация смешанного обучения на кафедре физики Иркутского национального исследовательского технического университета. Голос студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 6. EDN: PWMGAR DOI: 10.17513/spno.31530

Библиографическая ссылка:

Королева Ю.В., Авакимян Н.Н., Даценко Е.Н., Орлова И.О., Чермит Т.А. К вопросу о смешанном обучении в современном техническом вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.96-104. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.08