ISSN 2409-7616

Львова С.В.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.015.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.07

Львова С.В.1 (Москва, Россия) — lvovasv@mgpu.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. В данной работе были рассмотрены теоретические подходы и эмпирические результаты исследования личностных особенностей подростков. В исследовании приняли участие учащиеся школ города Москвы, с которыми был проведен блок тренинговых занятий, направленный на формирование представлений о безопасной информационной среде. Целью исследования стало: научить подростков распознавать признаки потенциально опасных ситуаций общения в информационной среде и использовать навыки разрешения проблем, адекватного избегания, поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. Сравнительный анализ результатов диагностики подростков экспериментальной группы позволяет проследить изменения в динамике, от первичного к повторному исследованию. Результаты подростков экспериментальной группы на контрольном этапе исследовательской работы значительно превышают результаты констатирующего этапа, а также отличаются от результатов подростков контрольной группы. Эти различия, обусловлены комплексом психолого-педагогического воздействия, а именно, усиленным формирующим воздействием представленной тренинговой программы.

Ключевые слова: безопасная информационная среда, личностное развитие, критическое мышление, комплексное психолого-педагогическое воздействие, тренинговая программа.

Список источников:

  1. Андреева А. Д. Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка // Научный диалог. 2018. №3. С. 234-252.  EDN: YUJFPW  DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252
  2. Батенова Ю. В. Психолого-педагогический анализ факторов формирования информационного пространства современного дошкольника // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. № 9. C.141-146. EDN: XEDEKF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27515525
  3. Батенова Ю. В., Волчегорская Е. Ю., Емельянова И. Е. Современная социальная ситуация развития и формирование информационной культуры дошкольника // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. №3 (28). C.13-16. EDN: VHKXDZ DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0001
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды // Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 352 с.
  5. Дубровина И.В., Дандарова Ж.К., Игумнов С.А. и др.Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под ред. Реана А.А. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 432 с.
  6. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Воздействие современной информационной и медиасреды на «Образ я» подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 2. C. 87-94. EDN: TATXIP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22609586
  7. Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 65-75. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06
  8. Львова С.В. Личностно-профессиональное развитие учителя в условиях модернизации образования / Участие учителей в обсуждении актуальных проблем образовательной политики на специальных интернет-площадках.  Бершедова Л.И., Буров В.В.. Коллективная монография. — М.: 2016. — С. 62-72.
  9. Мишанова О.Г., Батенова Ю.В. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). С. 44-48. EDN: XULGOT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35326118
  10. Практическая психодиагностика / сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Барах-М, 2009. — 637 с.
  11. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. EDN: QWTSDN DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1
  12. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5–20. EDN: VHZWSC DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1
  13. Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: коллективная монография / Ананишнев В.М., Рычихина Э.Н., Овчаренко Л.Ю., Зотова М.В., Зотов Н.И., Львова С.В., Шилова Т.А. — М: Ритм, 2019. — 148с. EDN: DVDYOD URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41544092
  14. Тютченко А.М. Категориальный аппарат социально-педагогической работы. В сборнике: Социально-гуманитарные исследования сборник научно-методических трудов. Москва, 2017. — С. 79-91. EDN: XWCRZP  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28337243
  15. Шилова Т.А., Львова С.В., Ананьева Е.В. Снижение работоспособности учителей и ее восстановление методом саморегуляции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 1-1. С. 232-238. EDN: BRHFQE DOI: 10.34670/AR.2020.45.1.027
  16. Ярыгина И.И. Влияние Интернета на процесс социализации подростков // Гаудеамус. 2018. № 3 (37). С. 57-62. EDN: YAUNJB URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35689196
  17. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, No. 11. P. 1809–1821. EDN: VMOMGQ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
  18. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6 (S). P. 299-309. EDN: VHKCQT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36126468
  19. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. 2019. Vol. 40 (36). С. 1-12. EDN: QVNDYP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43225670

Библиографическая ссылка:

Львова С.В. Влияние современной информационной среды на личностное развитие школьников // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.83-95. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.07