ISSN 2409-7616

Галимуллина Н.М., Зайнуллина Г.И.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ВИДА МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.46

УДК 378.147.88

Галимуллина Н.М.1 (Казань, Россия) — E-mail: nadiyagalimullina@yandex.ru, Зайнуллина Г.И.1 (Казань, Россия) — E-mail: gulshat.kaz@mail.ru

1Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева

2Университет управления «ТИСБИ»

Аннотация. Исследование посвящено роли и особенностям организации языковой подготовки как вида метапрофессиональных компетенций студентов высших учебных заведений с применением дистанционных технологий. Знание языков, наряду с готовностью к социальному взаимодействию и командной работе, использованием приемов тайм-менеджмента, делопроизводства, проявлением стрессоустойчивости и саморазвития делает более прочными позиции выпускника на рынке труда и, поэтому в системе подготовки бакалавров и магистров всех направлений подготовки необходимо предусмотреть освоение этих навыков. В статье содержатся результаты опроса обучающихся о наиболее важных метакомпетенциях и способах овладения ими, распространенных в студенческой среде. Так, по мнению респондентов из числа студентов-бакалавров, владение иностранным языком стоит на четвертом месте среди всех «мягких навыков». Это вариант ответа набрал 56,3% голосов. В статье определены основные подходы к организации языковой подготовки в системе высшего образования. Особый акцент сделан на ориентацию обучающейся молодёжи на изучение иностранных языков с применением дистанционных технологий. В статье сделан вывод об эффективности комплексного использования традиционных и инновационных средств обучения иностранным языкам. Среди наиболее актуальных педагогических приемов, используемых для интенсификации обучения иностранным языкам и повышения удовлетворённости слушателей подобных курсов, являются не только переходящие в категорию традиционных средств вебинары, но и инновационные технологии: виртуальной и дополненной реальности. При подготовке статьи проведено исследование основных российских платформ массового открытого онлайн обучения: «Открытое образование», «Stepik», «Интуит», «Лекториум» и «Универсариум». Был проведен количественный и качественный анализ языковых курсов доступных массовому пользователю. «Stepik» можно назвать лидером в сфере языкового онлайн образования в России.

Ключевые слова: языковая подготовка, метапрофессиональные компетенции, массовые открытые онлайн курсы, дистанционные технологии, онлайн обучение, иностранный язык, высшее образование, компетенции.

Литература:

  1. Вельдина Ю.В., Вагаева О.А. Использование социального сервиса «Wiki» в образовательном процессе вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2021. — № 10. — С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47152722
  2. Петерс С.В., Ликсина Е.В. Исследование целесообразности и эффективности применения видеохостингов «Youtube» и «Tiktok» в сфере образовательной деятельности // Современные информационные технологии. — 2021. — № 34. — С. 89-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47383665
  3. Ahlers T., Bumann C., Kölle R., Lazović M. Foreign language tandem learning in social VR conception, implementation and evaluation of the game-based application Hololingo! // I-com.2022. — Vol. 21, No. 1. — P. 203-215. DOI: 10.1515/icom-2021-0039
  4. Alfadil M. Effectiveness of virtual reality game in foreign language vocabulary acquisition // Computers and Education. — 2020. — Vol. 153. 103893. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103893
  5. Bahari A. Affordances and challenges of teaching language skills by virtual reality: A systematic review (2010–2020) // E-Learning and Digital Media. — 2022. — Vol. 19, No. 2. — P. 163 – 188. DOI: https://doi.org/10.1177/20427530211036583
  6. Che Dalim C.S., Sunar M.Sh., Dey A. Using augmented reality with speech input for non-native children’s language learning // International Journal of Human Computer Studies. — 2020. — Vol. 134. — P. 44-64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2019.10.002
  7. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment // Computers and Education. — 2020. — Vol. 154. 103910. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103910
  8. Chen Y.-M. Understanding foreign language learners’ perceptions of teachers’ practice with educational technology with specific reference to Kahoot! and Padlet: A case from China // Education and Information Technologies. – 2022. — Vol. 27, No. 2. — P. 1439-1465. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10649-2
  9. Cochrane T. Mobile VR in education: From the fringe to the mainstream // International Journal of Mobile and Blended Learning. — 2016. — Vol. 8, No. 4. — P. 44-60. DOI: 10.4018/IJMBL.2016100104
  10. Galimullina N.M., Korshunova O.N., Feoktistova I.R. The role of MOOC courses in the development of polytechnic education // Proceedings of the International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020). Vladivostok, 2020. — P. 175-181. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.240
  11. Han S.L., Min K. FAQ chatbot and inclusive learning in massive open online courses // Computers and Education. — 2022. — Vol. 179. 104395.DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104395
  12. Huang X., He J., Wang H.A. Case study: students’ perception of a collaborative game-based virtual learning environment // Proceedings of 6th International Conference of the Immersive Learning Research Network, 2020, — P. 46–53. DOI: 10.23919/iLRN47897.2020.9155159
  13. Karababa Z.C., Karagül S. A needs analysis for learners of Turkish as a foreign language // Egitim ve Bilim. — 2013. — Vol. 38, No. 170. — P. 361-371.
  14. Lee S.-M., Moonyoung P. Reconceptualization of the context in language learning with a location-based AR app // Computer Assisted Language Learning. — 2020. — Vol. 33, No. 8. — P. 936 – 959. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1602545
  15. Qiangfu Y. Factors influencing online learning satisfaction // Frontiers in Psychology. — 2022.  — Vol. 1312. 852360. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.852360
  16. Rüdian S., Dittmeyer M., Pinkwart N. Challenges of using auto-correction tools for language learning // ACM International Conference Proceeding Series, 2022. — P. 426–431. DOI: https://doi.org/10.1145/3506860.3506867
  17. Sharova T., Bodyk O., Kravchenko V. Quantitative analysis of MOOC for language training // International Journal of Information and Education Technology. — 2022. — Vol. 12, No. 5. — P. 421-429. DOI: 10.18178/ijiet.2022.12.5.1636
  18. Shin J.K., Borup J., Barbour M.К. Webinars for English language teachers during the pandemic: global perspectives on transitioning to remote online teaching // AERA Open. — 2022. — Vol. 8. DOI: https://doi.org/10.1177/23328584221083976
  19. Vagaeva O.A., Liksina E.V., Sergeeva S.V., Lyusev V.N., Galimullina N.M. Distance learning-challenges and new opportunities under COVID-19 pandemic // Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastSon 2020”, Singapore, 2021. — P. 1081-1091. DOI: 10.1007/978-981-16-0953-4_102
  20. Xia M., Zhao Y., Erol M.H., Hong J., Kim J. Understanding distributed tutorship in online language tutoring // ACM International Conference Proceeding Series, 2022. — P. 164-174. DOI: https://doi.org/10.1145/3506860.3506883
  21. Zhao B. The role of classroom contexts on learners’ grit and foreign language anxiety: online vs. traditional learning environment // Frontiers in Psychology. — 2022. — Vol. 137.869186. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.869186

Библиографическая ссылка:

Галимуллина Н.М., Зайнуллина Г.И. Применение дистанционных технологий в развитии языковой подготовки как вида метапрофессиональных компетенций // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.528-539. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.46