Махрина Е.А., Катунин А.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ: МОТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.30
УДК 37.012:159.316.624
Махрина Е.А.1 (Севастополь, Россия) — Е-mail: machrina_lena@mail.ru, Катунин А.А.2 (Таганрог, Россия) — Е-mail: www.sahachernii18@mail.ru
1Севастопольский государственный университет
2Ростовский государственный экономический университет
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования, касающегося психологических аспектов самопрезентации в интернете (мотивы формирования виртуальных идентичностей). Проведен теоретический анализ научных исследований, представленных в современной литературе, посвященных такому феномену виртуальной самопрезентации, как формирование сетевых идентичностей. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, нарастающей мировой тенденцией, имеющей направленность на цифровизацию всех сфер человеческой жизнедеятельности, включая организацию бытийного мира человека. Мощные научные и социокультурные процессы, сопровождающие данную тенденцию, формируют потребность в новом научном знании и понимании различных Интернет-процессов, в том числе, процесса социального общения и взаимодействия и неразрывно связанной с этим виртуальной самопрезентации. Авторами также представлены материалы и результаты проведенного эмпирического исследование, которые подтверждают ранее поставленную гипотезу, которая выражается в том, что именно люди, максимально недовольные определенными жизненными обстоятельствами, склонны к формированию сетевой идентичности, отличающейся от реальной: они не только чаще других создают и используют вымышленные аккаунты, но и транслируют через них Я-образы, кардинально отличающиеся от реальных, совершенно не соответствующие действительности. Практическая значимость проведенного исследования заключается, во-первых, в пополнении эмпирической базы актуального в современном мире научного вопроса о специфических особенностях самопрезентации в Интернете; во-вторых, в возможности использования материалов исследования в разработке учебных курсов в системе образования и в практике организации и проведения соответствующих семинаров и тренингов.
Ключевые слова: интернет, виртуальная самопрезентация, идентичность, сетевая идентичность, мотивация, социальная фрустрированность.
Литература:
- Анохина Н.Ф. Профессиональная самопрезентация в интернете // Управление развитием персонала. — 2017. — №1. — С. 4–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28927324
- Антонова Н.В., Одинцова М.С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации // Педагогика и психология образования. — 2010. — № 2. — С. 5-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15260599
- Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL:https://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity/ (дата обращения: 17.05.2022)
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком: монография. 2-е изд. — М.: Энциклопедист-Максимум, 2015. — 240 с. ISBN 978-5-98846-119-7
- Болотова А.К. Социальные коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. — М: Гардарики, 2018. — 279 с. ISBN 978-5-8297-0339-4
- Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков. — М.: Высшая школа экономики, 2015. — 495 с. ISBN 978-5-7598-1107-7
- Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. — 2013. — № 1. — С. 67-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18906087
- Войскунский А.Е. Психология и Интернет: монография. — М.: Акрополь, 2010. — 439 с. ISBN 978-5-98807-044-3
- Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 162-164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32336025
- Карпова М.К., Монина М.А. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида // Наука. Общество. Государство. — 2018. — Т.6, № 1. — С. 158-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35533794
- Майерс Д.Д. Социальная психология / пер. З. Замчук. 7-е изд. — М.: Питер, 2011. — 793 с. ISBN 978-5-4237-0138-3
- Никитина Л.Н. Психологический тренинг как средство профилактики чрезмерного увлечения компьютерными играми // Проблемы современного педагогического образования. — 2020 — № 67(2). — С. 100-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43150552
- Остапенко И.А. Гендерная идентичность и самопрезентация в интернет-коммуникации (социально-философский анализ): Дис. … канд. психол. наук: 09.00.11 — Социальная философия. — Ростов-на-Дону, 2004. — 196 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16038132
- Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: монография. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 320 с. ISBN 978-5-16-006926-5
- Рожкова А.В. Самовыражение (самопрезентация) в социальных интернет-сетях как феномен киберсоциализации человека // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2017. — № 2(3).
- Слюсарева А.Э. Самопрезентация подростков в социальных сетях // Интерактивная наука. — 2019. — № 12(46). — С. 23-25. DOI: 10.21661/r-519206
- Смазнова Д.Ю., Шилова О.Г. Самопрезентация в социальных интернет-сетях как феномен информационной коммуникации поколения миллениалов // Вестник тверского государственного технического университета. — 2018. — № 3. — С. 101-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36421850
- Тихон А.С. Кочиобан А.Б. Негативное влиянии компьютера и интернета на психику и физическое здоровье детей // WEB OF SCHOLAR. — 2020. — № 1(43). — С. 36-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42837848
- Шабшин И.И. О психологических особенностях общения в интернете // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 1(44). — С. 158-182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12197980
Библиографическая ссылка:
Махрина Е.А., Катунин А.А. Психолого-педагогические аспекты самопрезентации в интернете: мотивы формирования виртуальных идентичностей // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.345-353. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.30