ISSN 2409-7616

Соломатин Е.В., Мацакова В.М.

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОФИЦЕРА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.26

УДК 37.015.31

Соломатин Е.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: solomatin.evgeniy@mail.ru, Мацакова В.М.2 (Москва, Россия) — E-mail: bvm84@mail.ru

1Новосибирское высшее военное командное училище

2Московское высшее общевойсковое орденов Жукова, Ленина и Октябрьской революции Краснознамённое училище

Аннотация. Проблематика, касающаяся необходимости организации психолого-педагогической подготовки, имеющей направленность на формирование психологической устойчивости военнослужащих, выполняющих учебные и боевые задачи, в условиях нового сложного времени, приобретает особую значимость и актуальность. Связано это, прежде всего, с повышенными требованиями к личности военнослужащего (будущего офицера), его индивидуально-психологическим особенностям, включая психологическую готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности в экстремальных условиях военной службы. Имеющаяся психологическая подготовка у военнослужащего, способствует дальнейшему формированию, сохранению и развитию таких качеств, которые обеспечивают его высокую профессиональную активность, способность противостоять психотравмирующим факторам окружающей среды. Следовательно, под основным механизмом, лежащим в основе психологической подготовки военного специалиста, понимается устойчивая связь между его умственными способами действий и эмоционально-волевой регуляцией этих действий. На основании полученных результатах проведенного исследования, авторы пришли к пониманию того, что психолого-педагогическая подготовка имеет прямую связь с психологической устойчивостью личности офицера, которое понимается как умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стрессовой ситуации. Она имеет многофакторный характер, характеризуется уровнем профессиональной подготовленности военнослужащего, усвоенными офицером компетенциями по профессиональному назначению, а также его индивидуально-психологическими особенностями, которые в своей совокупности, выступают важнейшим фактором и условием, определяющим успешность самореализации военного специалиста по профессиональному назначению. Таким образом, психологическая подготовка современного офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, является приоритетным направлением в его профессиональной подготовке в условиях военного вуза. Правильно организованная и поэтапно реализованная программа психолого-педагогической подготовки, касающаяся формирования психологической устойчивости офицера, позволяет на должном уровне создать прочную основу для дальнейшего развития его моральных и социально-психологических качеств, необходимых для успешного решения целей и задач его повседневной службы, в условиях мирного и военного времени.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, психическая напряженность, морально-политическое и психологическое состояние, психологическая подготовка военнослужащих.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Макаренков А.А. Информационно-психологическое воздействие: понятийная схема описания // Военный академический журнал. — 2019. — № 4 (24). — С. 102-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42421351
  2. Белоусова Е. А. Ситуации неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2018. — № 50(236). — С. 455-459. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36615969
  3. Гожиков В.Я. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе / В.Я. Гожиков, Л.П. Казакова, А.Г. Караяни, Е.И. Кузьмина, Т.Ю. Маклакова: монография. — М.: Военный университет, 2018. — 156 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35681658
  4. Гущин А.М., Дьячков А.А., Карташов А.В. Формирование психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64 (1). — С. 301-317. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41194815
  5. Елагина В.С., Апаликова И.Ю. Формирование психологической устойчивости курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2. — С. 35. DOI:10.17513/spno.30619
  6. Жуков А.М., Макаренков А.А. Мотивационные условия повышения эффективности информационно-психологического воздействия на военнослужащих посредством интернет-коммуникации // Человеческий капитал. — 2020. — № 54 (136). — С. 184-192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42601834
  7. Кандыбович С.Л. Стратегии психологической безопасности человека в условиях неопределенности // Человеческий капитал. — 2018. — № 8 (116). — С. 63-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35356528
  8. Караяни А.Г., Королева И.Н., Волошина Ю.Б. Психологическая подготовка личного состава подводных лодок // Юридическая психология. — 2020. — № 1. — С. 27-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42543689
  9. Караяни А.Г., Цуканов И.А. Актуальные проблемы психологической подготовки военнослужащих в структуре военно-политической работы // Военный академический журнал. — 2019. — № 1 (21). — С. 37-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38309400
  10. Кислов В.Р. Формирование эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 2(107). — С. 23-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38196037
  11. Крук В.М., Федотов А.Ю., Канивец Н.В. Современное состояние и перспективы совершенствования психологической подготовки военных специалистов // Человеческий капитал. — 2020. — № 54 (136). — С. 45-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42601815
  12. Кубышко В.Л., Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — С. 167-178. DOI: 10.17759/psylaw.2020100213
  13. Психологические особенности формирования морально-психологических качеств курсантов военных вузов / Е.В. Митасова, Р.А. Золотарев, С.Ю. Малышев, Корбут // Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: сб. матер. Всероссийской научно-практич. конф. — М.: Изд-во: МУМВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2020. — С. 182-185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4287130
  14. Некрасова Е.А., Носов А.В., Поветьев П.В. Саморегуляция стрессовых состояний у офицеров-воспитателей военного вуза // Человеческий капитал. — 2018. — № 11-2 (119). — С. 323-331. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42871308
  15. Рогачева Т.В. Представления о психологической устойчивости как предпосылки психологического здоровья // Медицинская психология в России. — 2014. — № 4 (27).
  16. Рытенкова Ю.Н. Исследование нервно-психической устойчивости военнослужащих // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology: сб. трудов конференции. — Boston: PROBLEMS OF SCIENCE, 2018. — С. 8-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35164668
  17. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личностными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т.6, №3(24). — С. 10. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-10
  18. Трофимова Е.Л., Кузьмина Г.А. Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности // Известия Иркутского государственного университета. — 2022. — Т. 39. — С. 54-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4827191
  19. Человек в условиях неопределенности: сб. научных трудов в 2-х т. / под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. — Т. 2. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. — 247 с. ISBN 978-5-7964-2090-4

Библиографическая ссылка:

Соломатин Е.В., Мацакова В.М. Значение психолого-педагогической подготовки в формировании психологической устойчивости офицера // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.307-316. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.26