Иванов А.В.
РОЛЬ САМООГРАНИЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.25
УДК 37.015.3
Иванов А.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: aivanov7@rambler.ru
1Московский городской педагогический университет
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи самоограничений личности и развития его волевых качеств, влияния на развитие самосознания в процессе саморазвития студента. В статье раскрываются понятия «воли» и «волевых качеств», направления их развития, представлена научная характеристика понятия «самоограничение», его сущность и содержание в философии, психологии и педагогике, раскрыты этапы осуществления самоограничения, определены импульсы, возникающих в результате появления соответствующих потребностей и мотивов, зависящие от стимулов развития, которые являются факторами (детерминантами), определяющими возникновение мотивов, а также термин «обезграничивание» как устранение и сдвиг границ развития человека. Определены виды ограничений, основанные на внешних или внутренних стимулах. Рассмотрена сущность самоограничений, которые имеют противоположные значения в процессе развития личности и возможные пути ухода от отрицательных результатов самоограничений. В статье кратко описан эксперимент и представлены результаты тестирования по выявлению роли самоограничений в развитии волевых качеств, педагогическое обеспечение по мотивации студентов к самоограничению, выявлены методы развития волевых качеств в контексте самоограничений. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей в области педагогической психологии, изучающих проблемы воспитания, студентов, педагогов школ.
Ключевые слова: воля, волевые качества, самоограничение, этапы, импульсы, мотивы, самоограничения, обезграничивание, методы развития волевых качеств.
Литература:
- Будагьянц Г.Н. Факторы воспитания морально-волевых качеств личности юных спортсменов // Гуманитарно-педагогическое образование. — 2019. — Т. 5, № 2 — С. 75-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43021054
- Быкова Е.А. К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. -№ 2(50). — С. 202-208. DOI: 10.52772/25420291_2021_2_202
- Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — №1 (25). — С. 77-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28876293
- Ефименко С.В. Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы студентов при изучении иностранного языка // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2015. — Т. 13, № 1. — С. 41-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23998952
- Захарова И.Н. Волевые качества личности // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86.
- Захарова А.В. Развитие волевых качеств студентов технического вуза средствами физического воспитания // Современные проблемы науки и образования. — 2019. – № 2. – С. 24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37395044
- Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д. Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств // Вестник Московского университета. — 2019. — №2. — С. 27-44. DOI: 10.11621/vsp.2019.02.27
- Кирейчева Е.В., Котлярова Д.А. Формирование и развитие волевых качеств у студентов-психологов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: матер. всероссийской научно-практической конф. — 2018. — № 6. — С. 93-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36938191
- Кузнецова Д.А. Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 389-391.
- Купцова С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья // Вестник ЮУрГГПУ. — 2018. — № 2. — С. 221-232. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.23
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007. — 311 с. ISBN 978-5-89357-241-4
- Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. — М.: Смысл, 2005. — 431с. ISBN 5-89357-113-4
- Прилепских О.С. Особенности воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-3. — С. 314-317. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165959
- Тритяк Ю.А. Психологические особенности волевых качеств личности студента // NOVAINFO.RU. — 2013. — № 18. — С. 121-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22447861
- Филипченко С.Н. Актуальные проблемы формирования волевых качеств подростков на этапе модернизации российского образования / С.Н. Филипченко, Д.О. Маторин. — Саратов: Техно-Декор, 2018. — 143 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29905067
- Kross E., Mischel W. From stimulus control to self-control: Towards an integrative understanding of the processes underlying willpower // In: R. Hassin, K. Ochsner, Y. Trope (Eds.) From society to brain: The new sciences of self-control. — NY: Oxford University Press, 2010. — P. 428-446.
- Marshall M., Marshall E. Logotherapy revisited: review of the tenets of Viktor E. Frankl’s Logotherapy // Ottawa Institute of Logotherapy. Canada, 2012.
- Mihm M., Ozbek K. A Model of Self-Discipline. 2016. — 648 p.
- Rodrigues E. C-3 A System of Discipline: A Review of Classroom Management Models and Strategies, 2014. 214 p.
Библиографическая ссылка:
Иванов А.В. Роль самоограничения в развитии волевых качеств человека (на примере студенческой молодежи) // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.294-306. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.25