ISSN 2409-7616

Дьячкова Т.В.

ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.19

УДК 374.0

Дьячкова Т.В.1 (Тула, Россия) — E-mail: dyachkova-72@mail.ru

1Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска оптимальных социально-педагогических условий развития личностно-профессиональной позиции педагога в региональной системе дополнительного образования детей. В условиях рисков и вызовов современности дополнительное образование детей стоит перед необходимостью трансформации в соответствии государственными, социальными и личностными запросами. Развитие современной сферы дополнительного образования невозможно без развития его ведущего субъекта – педагога дополнительного образования детей. С опорой на социокультурный и контекстный подходы в статье обозначены «круги поиска» социально-педагогических условий развития личностно-профессиональной позиции педагога в региональной системе дополнительного образования детей. Автор придерживается положения о том, что личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей не является статичным феноменом, приобретаемым с началом профессиональной деятельности в образовательной организации, она является предпосылкой деятельности, проявляется в ней, для позиции показательны периоды становления, самопринятия («Я-концепция»), актуализации в данной деятельности, медленного и достаточно устойчивого развития под влиянием изменяющихся условий, личностных ценностно-смысловых ориентации, профессиональных изменений и потребностей педагога дополнительного образования детей. Представленные в статье результаты поиска оптимального комплекса социально-педагогических условий подтверждают эффективность процесса регионализации дополнительного образования, направленного на решение проблемы развития личностно-профессиональной позиции современного педагога дополнительного образования детей как интегральной характеристики его профессионализма.

Ключевые слова: педагог дополнительного образования детей, личностно-профессиональная позиция, регионализация, социально-педагогические условия.

Литература:

  1. Алиева Л.В. Общественное воспитание – социальный заказ и объект деятельности современного педагога // Педагогическое искусство. — 2017. — № 2. —  С. 94-99. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=30469077
  2. Григорьева А.И. Воспитательный потенциал профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.  // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 2, № 1 (58). — С. 34-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38497457  
  3. Григорьев Д.В. Развитие культуры воспитания в образовании — М.: Перо, 2022. — 496 с.
  4. Голованов В.П. К вопросу разработке примерной программы воспитания в сфере дополнительного образования детей // Педагогическое искусство. — 2021. — № 1. — С. 122-129. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=47166874
  5. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагога как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Педагогическое искусство. — 2017. — № 2. —  С. 100-108. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=30469078  
  6. Дьячкова Т.В. Ценностно-целевые установки развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 138–152. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=46184203
  7. Локтионова, Т.Е. Психолого-педагогические аспекты работы в педагогическом коллективе образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15244272   (Дата обращения 01.05.2022)
  8. Логинова Л.Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Монография. — Чебоксары: Среда,  2019. — 432 с. DOI: https://doi.org/10.31483/a-55
  9. Логинова Л.Г. Точка отсчета изменений дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьников. — 2020. — № 1. — С.58-63. URL:  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42606554  
  10. Моргенстерн Д. «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени». — М.: Добрая книга, 2016. — 268 с.
  11. Ромм Т.А., Ромм М.В. Воспитание в эпоху цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — Т.10, № 4 (40). — 360-366. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=47475114
  12. Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография / Н.Л. Селиванова, Н.А. Баранова, М.В. Шакурова, А.Е. Баранов. -М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. — 192 с.
  13. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Степанова И.В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. — 2018. Вып. 49. — С. 39–48. DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48         
  14.  Цирульников А.М. Социокультурный проект как механизм развития образования в регионе // Педагогика. — 2019. — Т. 23, № 3. — С.25-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41478396
  15. Шакурова М.В., Аракелян Л.С. Социально-педагогические детерминанты личностно-профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Образовательный вестник Сознание. — 2021. — Т. 23(3). — C.4-11. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-4-11

Библиографическая ссылка:

Дьячкова Т.В. Поиск оптимальных социально-педагогических условий развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.220-231. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.19