ISSN 2409-7616

Крестова М.А., Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.18

УДК 378.1

Крестова М.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: marykrestova@gmail.com, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru, Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: k474671@list.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. Рассматриваются функции высшего образования в условиях цифровой трансформации общества. Отмечается, что информатизация – одна из важных тенденций образования в настоящем времени, которая, в свою очередь вызывает значительные изменения во всех аспектах образовательного процесса. Целью нашей работы является исследование трансформаций функций высшего образования в современных российских реалиях. Рассмотрение проблемы основывалось на результатах инициативного целевого социологического исследования среди студентов России, проведенного посредством Интернет-платформы Google Forms. В рамках анкетирования была рассмотрена реализация функций высшего образования, а также оценка студентами образовательного процесса в условиях форсированного перехода на дистанционный формат в период пандемии Ковид-19. Также дополнительно анализировалась база данных о повседневном использовании сети Интернет. Результаты исследования, проведенного авторами, показали, что если абитуриенты отмечают приоритетность функции трансляции знаний, то студенты уже не отмечают ее как основную. Интернет как источник информации предоставляет множество возможностей для получения необходимых знаний и молодые люди считают, что информация, которую дают им в вузе, хотя и обладает несомненной академической ценностью, но не является уникальной. Еще одной тенденцией образования, оказывающей непосредственное влияние на его функции, является компьютеризация. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ведет к изменениям форм и методов обучения и трансформирует функции социализации и социального контроля. Новизна исследования состоит в выявлении особенностей реализации функций высшего образования в условиях пандемии и дистанционного обучения. Перспектива дальнейших исследований заключаются в рассмотрении динамики подобных изменений, изучении оценок современной системы высшего образования преподавателями, выявлении причин появления дисфункций системы и поиске оптимальных способов организации образовательного процесса в цифровом обществе. Детальное изучение практик, используемых в ведущих университетах мира, также может помочь поиску решения поставленных проблем.

Ключевые слова: функции высшего образования, трансформация высшего образования, система высшего образования в России, образовательный процесс, дистанционное обучение.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Дата обращения 01.05.2022)
  2. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. / Пер. с англ. под науч. ред. Д.А. Александрова. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. — 240 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20121382
  3. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. Голубева М.Н. — Мн: БГУ, 2005. -104 с. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/4516
  4. Антонова О.Г. Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы // Общественные науки. — 2018. — №1 (45). — С. 89-98.  DOI: 10.21685/2072-3016-2019-3-14
  5. Бекова С.К. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID‐19: связь социально‐экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. — 2021. — № 1. — С. 74-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44871812
  6. Большунова Т.В. Академическое мошенничество как проявление дисфункции института высшего образования // Человек. Общество. Наука. — 2020. — № 3. — С. 16-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44026047
  7. Вороненко А.И. Образование как социальный институт: теоретико-методологические проблемы изучения // Философия и социальные науки: Научный журнал. — 2010. — № 2. — С. 61-66. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/8031
  8. Вороненко А.И. Эмиль Дюркгейм как основоположник социологии образования // Веснік МДУ імя А.А. Куляшова. — 2019. — №2(54). — С. 80–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39384735
  9. Земцов С.П. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. — 2015. — №4. — С. 201-233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25255104
  10. Ивашина Н.В., Шишкарева Н.В. Тенденции развития высшего образования в условиях инновационного развития экономики // Управление инновациями: теория, методология, практика. — 2014.  — № 10. — С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28877194
  11. Ковалев М.М. Образование для цифровой̆ экономики // Цифровая трансформация. — 2018.  — №1 (2). — С. 37-42. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=66833
  12. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузах // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2017. -№ 4(24). — С. 143-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770275
  13. Кустов Т.В. Место университета в современной парадигме открытого образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №61-4. — С. 184-187. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809671
  14. Панибратцев А.В. Тенденции развития образования на современном этапе развития общества // Инновации в гражданской авиации. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 16-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41480272
  15. Петрова А. С.  Информатизация образования: проблемы и перспективы // Интерактивная наука. — 2017. — №21. — С. 39-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30554274
  16. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. — 2021. — № 1. — С. 31-51.  DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
  17. Тебекин А.В., Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Приоритеты инновационного развития высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности. // Профессиональное образование в современном мире. — 2021. — Т. 11, № 1. — С. 66-75. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=46264920
  18. Филоненко В.И. и др. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе // Вопросы образования. — 2020. — №1. — С. 283-301. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301
  19. Ширихина Е.Ю. Социология образования и инновационный путь развития России // Теории и проблемы политических исследований. — 2017. — Т. 6, №3А. — С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30507222
  20. Ятлук Л.Ю. Стратегии и тактики адаптации ученых в условиях перехода к предпринимательскому университету // Вопросы образования. — 2020. — №4. — С. 165-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44445599
  21. Krechetov I., Romanenko V. Implementing the Adaptive Learning Techniques // Voprosy obrazovaniya. — 2020. — № 2. — P. 252–277. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-252-277
  22. Radina N.K. Vyzovy obrazovaniyu v usloviyakh pandemii: obzor issledovaniy // Voprosy obrazovaniya. — 2021. — №1. — P. 178-194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44871818
  23. Shcheglova I., Koreshnikova Y., Parshina O. The Role of Engagement in the Development of Critical Thinking in Undergraduates // Voprosy obrazovaniya. — 2018. — № 4. — P. 44-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37177304

Библиографическая ссылка:

Крестова М.А., Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В. Трансформация социальных функций высшего образования в условиях цифровизации // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.206-219. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.18