ISSN 2409-7616

Павлова И.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.06

УДК 378.147

Павлова И.В.1 (Казань, Россия) — E-mail: ipavlova@list.ru

1Институт развития образования Республики Татарстан

Аннотация. Важность формирования научного мышления у школьников, в том числе на уроках химии, не вызывает сомнений. Необходимо разработать методические подходы, которые бы активизировали мышление обучающихся и характеризовались высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса. Использование таких подходов позволит также развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся, повышать результативность учебного процесса, формировать и оценивать формирующиеся компетенции. Именно поэтому в обучение школьников следует внедрять активные формы обучения для наиболее полного включения обучающихся в образовательный процесс и активизации процесса формирования качественных знаний. Когнитивный процесс интеграции вербальной и невербальной информации является частью процесса обучения в целом и особенно актуален для любой из естественнонаучных дисциплин. В химии он составляет ядро метакогнитивных процессов, необходимых для понимания концепции и применения ее к любой форме решения проблем. Таким образом, это влияет на изучение и преподавание как теоретической, так и экспериментальной химии. В статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления методических подходов развития научного мышления школьников как основы естественнонаучной грамотности при изучении химии. Проводится анализ формирования навыков научного мышления на уроках химии в 9 классе. В исследовании приняло участие 37 учеников в возрасте 15-16 лет. Показано, что навыки научного мышления у школьников эффективно формируются, когда они активно участвуют в исследовательской деятельности.

Ключевые слова: развитие научного мышления; развитие критического мышления; естественнонаучная грамотность; обучение химии.

Литература:

  1. Демина В.В., Демина С.А., Заякина И.А., Кожукалова О.Ю. Основные тенденции, характеризующие общество знания в России // АНИ: экономика и управление. — 2021. — № 2 (35). — С. 162-166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336594
  2. Климакова В.В. Развитие креативного мышления учащихся на уроках химии в средней школе // Концепт. — 2013. — № 1. — C. 68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18807387
  3. Тулькибаева Н.Н., Старченко С.А. Формирование естественнонаучного мышления старшеклассников // Вестник ЮУрГГПУ. — 2019. — № 5. — С. 137-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42390414
  4. Павлова И.В., Потапов А.А. Входной контроль знаний студентов как основа дифференциации содержания химического образования // Управление устойчивым развитием. — 2019. — № 3 (22). — С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41285607
  5. Бекчанов Д.Ж., Мухамедиев М.Г., Гафурова Д.А., Рахимов Т.Х., Хасанов Ш.Б. Преимущества использования виртуальной лаборатории в обучении химии в средней школе // Universum: психология и образование. — 2021. — № 12 (90). — С. 84-89.
  6. Наренова С.М., Сатенова Г. Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов на уроках химии // Наука, техника и образование. — 2018. — № 5 (46). — С. 53-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992749
  7. Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по химии // Педагогические измерения. — 2020. — № 3. — С. 61-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44311988
  8. Козлова В.В. Формирование метапредметных умений школьников при решении задач органической химии с помощью математического моделирования // Вестник магистратуры. — 2018. — № 2-2 (77). — С. 91-94. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32473888
  9. Литвинова Н.М., Сажнева Т.В., Баян Е.М. Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике // Образовательные технологии и общество. — 2016. — № 1. — С. 80-91. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25516596
  10. Федорова Н.Н. Предметы естественного-научного цикла как средство развития системного мышления школьников // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — № 80. — С. 125-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32595520
  11. Файзуллоева М.М. Махмуджоновна, Бобизода Г.М. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). — 2020. — № 1 (1). — С. 59-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46651384
  12. Павлова И.В. Применение проектного обучения на уроках химии в школе // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра,  2020. — С. 199-201.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44657331
  13. Дробышев Е.Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время: сравнительный анализ // Школьные технологии. 2019. № 1. С. 79-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37276377
  14. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Планирование развития познавательных универсальных учебных действий при обучении химии в 8 классе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4 (40). — C. 86-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36738357
  15. Арестова А.А. Электронные образовательные ресурсы как средство индивидуализации образования в школе // Гаудеамус. — 2019. — № 2 (40). — С. 25-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39387667

Библиографическая ссылка:

Павлова И.В. Методические подходы к развитию научного мышления школьников как основы естественнонаучной грамотности при изучении химии // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.75-86. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.06