ISSN 2409-7616

Черняева Е.В., Дербина С.В., Селиванова В.В., Кожевникова И.Д., Васильев К.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.31

УДК 378.016

Черняева Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: bela-bagira@mail.ru, Дербина С.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: svderbina@yandex.ru, Селиванова В.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: la_abeille@mail.ru, Кожевникова И.Д.1 (Москва, Россия) — E-mail: irina230985@mail.ru, Васильев К.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: kostik_vr@mail.ru

1Московский государственный технический университет гражданской авиации

Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических аспектов использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранного языка в вузах транспортной отрасли. Известно, что способность к комплексному коммуникативному взаимодействию внутри профессионального сообщества, к которому относятся выпускающие и лингвистические кафедры технических вузов, является необходимым условием успешности специалиста в области инновационных технологий. В контексте иноязычного образования технического вуза, это условие отражено как требование формирования способности использовать иностранный язык в профессиональной сфере. В связи с этим, традиционные задания, направленные на самостоятельное изучение, в виде подготовки докладов и рефератов, постепенно теряют свою актуальность, и даже замена их на более творческие — подготовка презентаций, например — не решают проблему в комплексе, поскольку и в этом случае требуется дополнительный временный ресурс для их проверки. Соответственно, встает вопрос об использовании принципиально новых технологий организации самостоятельной работы обучающихся с учетом вышеизложенных положений (недостатков). Таким образом, традиционный подход к обучению, являвшийся основным средством взаимодействия с обучающимися в течение многих лет, уступает место электронному обучению. Результаты исследования позволяют говорить о том, что использование информационных технологий в преподавании иностранного языка является одним из ключевых аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы с обучающимися, создаст условия для активного обучения и позволит перейти вузу на качественно другой уровень преподавания, что в свою очередь станет гарантом повышения конкурентных преимуществ его выпускников.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, транспортная сфера, языковая компетентность, профессиональные компетенции, языковая подготовка, информационно-коммуникационные технологии, авиационный английский.

Литература:

  1. Беловодская И.И. Современные тенденции по оптимизации и улучшению образовательного процесса в современных вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № Т.3. — С. 179–183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29916324
  2. Васяева М.В. Задания для развития умений иноязычного профессионально-делового общения // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований. — Уфа: Аэтерна, 2020. — С. 183-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44338896
  3. Варламова Е.Ю., Марина А.Н. Социокультурное развитие личности в процессе её подготовки к межкультурной коммуникации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292581
  4. Варламова Е.Ю. Организация внеаудиторной работы бакалавров в процессе иноязычной профессиональной подготовки на основе этнокультурного подхода // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2017. — Т. 16, № 3 (142). — С. 175–182. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3074533
  5. Воленко О.И., Черняева Е.В. Моделирование в обучении иностранному языку как социально-профессиональный феномен // Среднее профессиональное образование. — 2015. — №7. — С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23885888  
  6. Воевода Е.В., Черняева Е.В. Профессионально-лингвистическая подготовка в учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации // ЦИТИСЭ. —  2017. — №4 (13). — C. 17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336966
  7. Егорычев А.М. Современная высшая школа: истинные цели и задачи в условиях информационно-технологической эпохи // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2017. — № 3. — С. 108-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30745330
  8. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы и задачи вузовской науки. К 50-летию МГТУ ГА // Научный вестник МГТУ ГА. — 2021. — Т. 24, № 2. — С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-2-8-24
  9. Зимина М.В., Люляева Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32663172
  10. Кожевникова И.Д. Применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли // Colloquium-Jorurnal. — 2019. — № 19-4 (43). — С. 17-19.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41102069
  11. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М., Маллаев Д.М. Организация образовательного процесса в вузе на основе требований к педагогу в поликультурной среде // Science for Education Today. — 2019. — № 2. — С. 23-35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.02
  12. Прудко Т.В. Новые подходы в преподавании и обучении: обучение через диалог // Вестник научных конференций. — 2019. — № 12-1 (52). — С. 96-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42440488
  13. Романова М.Ю., Григорьева Е.Н. Анализ современных УМК по английскому языку на предмет реализации технологии коллективного обучения при обучении диалогу // Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. — Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2020. — С. 277-282. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43059985
  14. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования. // Социальная педагогика. — 2015. — №1.  — С. 72-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  15. Федосеева И.А. Кризис гуманитарного образования и его последствия  // Смальта. — 2021. — № 1. — С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45541278
  16. Хакимова А.А., Михалёва Л.В. Использование системы управления обучением MOODLE для организации и проведения контроля при обучении английскому языку // Язык и культура». — № 2(18). — 2012. — С. 115-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17797456
  17. Холод Н.И., Нырова В.А. Роль коммуникативных упражнений в обучении иностранному языку // Язык и общество. Диалог культур и традиций. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. — С. 174-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43946683
  18. Baker D.L., Basaraba D.L., Polanco P. Connecting the Present to the Past: Furthering the Research on Bilingual Education and Bilingualism // Review of Research in Education. — 2016. — Vol. 40. — P. 821–883. DOI: https://doi.org/10.3102/0091732X16660691

Библиографическая ссылка:

Черняева Е.В., Дербина С.В., Селиванова В.В., Кожевникова И.Д., Васильев К.В. Теоретические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранного языка в вузах транспортной отрасли // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.358-368. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.31